Рынок LCV и грузового транспорта. Падение после взлёта. Что ждать в 2019?

Бурный рост рынка LCV и грузового транспорта в 2017 году к середине 2018 года начал замедляться.

А к концу года и кривая продаж и вовсе начала пикировать. С чем связано столь резкое изменение ситуации, и чего ждать в 2019 году?

Сначала поддержали, а потом всё испортили

Именно так можно охарактеризовать действия правительства страны. Помимо общего оживления экономической ситуации, власти позволили бизнесу закрыть потребности в обновлении автопарков из-за отложенного спроса в 2014-2016 годах.

«Рост производства на рынке LCV был спровоцирован снижением ключевой ставки ЦБ РФ, которая позволила получить предпринимателям более дешёвые кредитные и лизинговые инструменты.

Основными растущими марками в сегменте LCV в текущем году были Ford, Peugeot и Citroen, которые представили новинки в коммерческом сегменте с конкурентными ценами.

В этом году УАЗ сократил продажи легендарной «буханки» УАЗ 3909, на место которой УАЗ представил грузовой «УАЗ Профи», – говорит начальник управления стратегического планирования ПАО «ТрансФин-М» Юлия Филиппова.

Выставочный подиум спецтехники

«Росту способствовали и другие позитивные факторы: низкая база сравнения (фактически с дном рынка), а также государственные программы поддержки автопрома, включая субсидирование ставок по лизингу», – добавляет эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв.

Он приводит цифры: в 2017 году на льготный лизинг было выделено 13,75 млрд рублей, в том числе 10 млрд рублей – на обычный автолизинг и 3,75 млрд рублей – на три новые программы, работавшие с июля – «Своё дело», «Российский тягач» и «Российский фермер».

В 2018 году для стимулирования продаж не менее 15 000 машин по лизингу из резервного фонда правительства было выделено 4 млрд рублей, плюс 2 млрд рублей на лизинг общественного транспорта (не менее 4 000 единиц).

«С каждым годом грузооборот автомобильных коммерческих перевозок растёт, поэтому участники рынка приобретают новые автомобили. Мы также расширяем наш автопарк в соответствии с текущими задачами и потребностями.

В связи со стабильным ростом грузоперевозок в 2018 году мы приобрели крупнотоннажные грузовики Renault и Iveco, а также средне- и малотоннажные грузовые автомобили Iveco и ГАЗ.

В дальнейшем мы готовы рассматривать возможность покупки автомобилей и других производителей.

Главное, чтобы транспортные средства соответствовали всем необходимым требованиям», – рассказывает генеральный директор автопарка транспортной компании «ПЭК» Дмитрий Иевлев.

Но тут вмешалась геополитика и нагрянувшие санкции резко затормозили всю динамику продаж.

«По итогам 11 месяцев 2018 года продажи коммерческого транспорта росли: рынок LCV показывает рост в 2,9 %, однако в ноябре 2018 года продажи составили 9,3 тыс. единиц, что почти на 12 % ниже показателя ноября 2017 года, то есть начался тренд на снижение.

В сегменте грузовых автомобилей происходит схожая с рынком LCV динамика: по итогам 11 месяцев 2018 года продажи выросли на 4,5 % по сравнению с показателем 2017 года, однако продажи ноября также ниже прошлогодних – снижение 5 %.

В ближайшее время ожидается консервативное развитие отрасли: рост продаж будет небольшим, государственная поддержка отрасли сокращается, цены на импортные комплектующие растут, а автомобильные перевозки в России растут небольшими темпами: только на 1-2 % в год.

Положительная динамика уже в 2019 году может снизиться из-за сокращения покупательной способности и роста налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, которые массово используют автомобили этого сегмента», – прогнозирует Юлия Филиппова.

По словам Алексея Калачёва, негативный тренд задала остановка снижения ключевой ставки Банком России, а затем и возобновление её повышения.

Экспоненты — образцы коммерческого транспорта

Перспективы

Впрочем, потребители смотрят в будущее с оптимизмом. По крайней мере, со стороны транспортных компаний.

«Объёмы грузовых перевозок год от года растут, и среди факторов, способствующих этому – активно набирающая обороты интернет-торговля и развитие торговых сетей.

Чтобы обеспечить растущий рынок качественными логистическими услугами, перевозчики должны увеличивать и обновлять собственные автопарки», – считает Дмитрий Иевлев.

Правда, в основном покупки придётся делать за счёт собственных свободных средств. А их в 2019 году может стать меньше даже у успешного бизнеса.

Повышение НДС и увеличение стоимости топлива сделают своё дело. Кроме того, как показал 2018 год, на программу льготного автолизинга особо рассчитывать тоже не стоит. Аналитик АО «ФИНАМ» подсчитал, что объёмы субсидий сократились на 40 %.

Выставочная площадка LCV

К слову, сами перевозчики стали больше обращать внимание на импортные грузовики. И хотя отечественные производители удерживают пальму первенства, рост продаж машин иностранных брендов стабилен.

С января по октябрь 2018 года объём реализованных «КамАЗов» упал по сравнению с 2017 годом на 2,7 %. А вот у Volvo, Scania, Isuzu и MAN динамика оказалась положительной на 15,4, 22,9, 7,6 и 9,6 % соответственно.

Единственный европейский бренд, оказавшийся в минусе – DAF. Продажи этих грузовиков сократились за год на 20,8 %. Из отечественных заводов в плюс вышли «ГАЗ» и «Урал» на 9,2 и 1,1 % соответственно.

«За последние несколько лет качество грузовиков отечественного производства действительно значительно выросло.

Однако в вопросе баланса цены и качества российская техника по-прежнему уступает иностранной. Невысокая закупочная цена не может заменить должное качество ТС – в итоге «сэкономленные» деньги «съедают» ремонт и вынужденный простой техники.

Поэтому говорить о том, смогут ли отечественные автомобили отыграть долю рынка у зарубежных аналогов, пока сложно», – рассуждает г-н Иевлев.

Рынку автобусов в ближайшей перспективе аналитики предрекают рост. Это связано с постановлением правительства страны о запрете перевозки детей в машинах старше 10 лет, а также с неизбежным обновлением парков общественного транспорта в городах.

Льготный автолизинг может дать импульс рынку

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв

«Замедление темпов экономического роста, слабый курс рубля, а также сохранение (если не повышение) процентных ставок продолжат тормозить рынок коммерческих автомобилей.

В этих условиях особую важность получает сохранение программ государственной поддержки автопрома, и более всего такое популярное направление, как льготный автолизинг.

Лизинг транспортных средств вообще является крупнейшим сегментом лизингового бизнеса, и в том числе, по данным на конец 3 квартала 2018 года, подсчитанным агентством «Эксперт РА», грузовой автотранспорт занимает долю в 10,8 % а совокупном портфеле лизинговых компаний, и ещё 7 % приходится на лизинг легкового автотранспорта.

Лизинг автотехники популярен у малого и среднего бизнеса, ограниченного в средствах для покупки дорогостоящей техники. И он популярен у лизинговых компаний, готовых развивать это направление даже без государственной поддержки.

Однако, государственная поддержка, и особенно субсидирование условий автолизинга, способна придать дополнительный импульс этому сегменту рынка. Эта поддержка заключается в том, что государство субсидирует 10 % авансового платежа при заключении договора лизинга.

По оценке лизинговой компании «Европлан», в 2017 году в общих продажах коммерческих автомобилей в России на лизинговые сделки пришлось около 50 %, в том числе с использованием госпрограммы – около 30 %.
В сентябре 2018 года Минпромторг РФ обратился в правительство с предложением выделить из бюджета 21,768 млрд рублей для финансирования программы льготного автолизинга с января 2019 года по декабрь 2021 года.

В том числе в 2019 году – 7,56 млрд рублей, в 2020 году – 7,25 млрд рублей, в 2021 году – 6,96 млрд рублей.

В Минпромторге оценивают, что программа льготного лизинга позволит реализовать в 2019-2021 гг. малому и среднему бизнесу не менее 83,4 тыс. коммерческих автомобилей – 29 тыс. машин, 27,7 тыс. и 26,7 тыс. соответственно.

Решение по этому предложению пока не принято, но оно могло бы существенно поддержать рынок коммерческих автомобилей, поскольку у основных покупателей коммерческой техники – субъектов малого и среднего предпринимательства – отсутствуют собственные средства на обновление транспортного парка».

Лизинг в сегменте LCV будет развиваться

Юлия Филиппова, начальник управления стратегического планирования ПАО «ТрансФин-М»

Начальник управления стратегического планирования ПАО «ТрансФин-М» Юлия Филиппова

«Исторически «Группа ГАЗ» занимала более 40 % рынка LCV, а УАЗ около 20 % рынка из-за низких цен на свои автомобили. Lada Largus занимала третью позицию по продажам с долей почти 10 %.

В 2018 году иностранные бренды активизировали продажи своих автомобилей в России: наилучших успехов добился Ford с моделью Ford Transit, который смог по итогам 11 месяцев 2018 года потеснить Lada с третьей позиции.

Также смогли нарастить продажи Peugeot и Citroen, которые предоставили рынку обновлённые модели Expert и Jumpy по цене от 1,5 млн рублей, близкой по стоимости аналогичных моделей Gazelle Next, но превышающей её.

Лизинг в сегменте LCV будет развиваться, так как потребительское кредитование в этом сегменте не развито. Важным сигналом к развитию лизинга в сегменте LCV следует отнести появление грузового каршеринга в сервисе «Яндекс.Драйв».

Развитие сервисов такси и каршеринга в 2018 году увеличило продажи легковых автомобилей на 3-4 %, развитие грузового каршерингового сервиса в 2019 году может также оказать положительный эффект на продажи автомобилей LCV».

Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

LCV | аналитика | Грузовик | рынок | экономика
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: