ИМЗ ивановец

Как устроено производство на ИМЗ «Автокран»

К концу 2018 года ИМЗ «Автокран» стал стабильно выпускать более 60 автокранов «Ивановец» в месяц. На достигнутом завод останавливаться не собирается: в ближайшей перспективе планируется занять до 50 % российского рынка крановых установок.

Чтобы снова заявить о себе, руководство предприятия 6 декабря презентовало арт-проект «Ивановец да Палех». Это событие знаменует возрождение производства после преодоления многих трудностей.

Слияние двух брендов

С самого первого звука стало понятно, что ИМЗ «Автокран» приготовил для своих гостей что-то очень масштабное. С первого звука – потому что заходишь в цех сборки и первым делом слышишь грандиозную оркестровую музыку.

Только потом замечаешь две громадины, покрытые ярко-жёлтым тентом. Возле загадочного сюрприза красуются микрофоны и прожекторы, напротив них рядком стоят стулья, а оркестр разместился справа от «сцены» – рядом с КамАЗами, оснащёнными крановыми установками.

Автокран «Ивановец»

«Ещё рано подводить итоги года, но ситуация уже на сегодняшний день показала, что мы можем результативно работать. В преддверии нового года сошла очередная партия новых автокранов. В следующем году будет юбилейная дата: 65 лет с выпуска первого 5-тонного крана К-21.

За это время многое произошло, но сейчас именно мы несём ответственность за продолжение существования ивановского завода. Сейчас главная задача завода – улучшать оборудование и нанимать новых сотрудников, чтобы в 2019 году увеличивать объёмы производства.

Но ведь помимо материальной составляющей, есть и другие ценности. Не менее важно развивать бренд «Ивановец». Сегодня вы увидите результат нашей совместной работы с Ассоциацией палехских художественных мастерских «Возрождение». Мы решили связать два легендарных бренда Ивановской области в одном изделии», – заявил генеральный директор «ИМЗ «Автокран» Игорь Кульган.

Генеральный директор «ИМЗ Автокран» Игорь Кульган

Глава завода с улыбкой поворачивается в сторону медленно спадающих тентов. Вовсю сверкают прожекторы, клубится дым, по цеху раскатываются аплодисменты…

И все устремляют свой взор на два поистине необычных автокрана, украшенных палехской Жар-птицей. Коллектив даже называет её птицей Феникс, ассоциируя её с восстановлением ИМЗ «Автокран».

«Я приезжал на завод «Ивановец» больше года назад. Мы обсуждали различные проблемы и, в частности, вопрос с теми долгами, которые прошлое руководство накопило за три года. Тогда мы ещё не говорили о будущем предприятия.

Конечно, планы имелись, но они казались не совсем реальными, потому что на тот момент проблем было на самом деле много. Сегодня «Ивановец» вышел на уверенные позиции: все долги были выплачены ещё к концу 2017 года, а сейчас он производит 64 крана в месяц.

Этот завод – настоящая гордость Ивановской области, и я уверен, что он будет только развиваться. Также я хочу обратиться к трудовому коллективу. Спасибо за то, что несмотря на все невзгоды, вы работали всё это время и держали предприятие на плаву, без вашей поддержки его бы не было», – поделился губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский.

После губернатора своё слово сказал акционер предприятия Эрик Эберхардсон. Он назвал прошедший 2018 год не просто временем становления ИМЗ «Автокран»: сегодня спрос на продукцию завода превышает его производственную программу.

Свой комментарий дал и руководитель Ассоциации «Возрождение» Александр Гусаковский. Он признался, что совместное сотрудничество стало по-настоящему удивительным опытом: «Мы выполняли множество различных проектов, но автокраны разрисовывали впервые. Если работа художников поспособствует развитию предприятия, она сможет дать толчок развитию города Иваново в целом».

Шасси Урал в ожидании установки стрелы

После торжественных слов гостям показали фильм об истории завода. Раритетные кадры работы завода ещё в советское время никого не оставили равнодушным. А после началась фотоссесия возле нарядных машин.

Запечатлеть момент хотели все: и руководство, и работники, и почётные гости. Как оказалось, сотрудникам «Ивановца» дали отдохнуть всего один час – производство простаивать не должно. Поэтому вскоре мини-сцену разобрали, и в цехе сборки закипела работа.

Зато появилась возможность пристально осмотреть большую площадку. Первыми бросаются в глаза стоящие по всему помещению шасси – в подавляющем большинстве это КамАЗы, их доля составляет более 70 %. Периодически приходят заказы и на «УРАЛы», а вот МАЗ практически утратил свои позиции – в среднем одна машина на сто экземпляров.

Рассматривать представленные шасси долго не пришлось, потому что возле нарядных кранов довольно быстро сформировался пресс-подход к представителям завода.

Есть вопросы?

Сборочный цех продолжил свою работу, но это не стало преградой для общения представителей руководства с журналистами. В первую очередь у Игоря Кульгана спросили, как и кому пришла в голову идея украсить автокраны Жар-птицей.

Придумал такое необычное слияние двух брендов один из акционеров ИМЗ «Автокран». Гендиректор признался, что первая реакция от такого предложения была весьма противоречивой: что общего может быть у искусства и спецтехники?

Однако предложение всё-таки рассмотрели и поняли, что с точки зрения продвижения идеологии возрождения завода интерпретация образа Жар-птицы в образ птицы Феникса будет очень выигрышной. Руководство без промедления приступило к разработке эскиза.

Как отметил г-н Кульган, вариантов было очень и очень много, и даже выбрав окончательный вариант, заказчик вносил изменения в эскиз. Палехские художники видоизменяли рисунок прямо во время работы.

Автокран «Ивановец»

Жар-птица – не просто красивое оформление автокранов. Это ещё и воплощение стратегически важной цели: в 2019 году «Ивановец» будет регулярно выпускать на рынок новые продукты, таким оригинальным способом руководство решило усилить эффект появления новых моделей.

«Одно дело, когда мы выпускаем традиционную стрелу, и совсем другое, когда в свет выходит изделие с палехской росписью. Автокран с Жар-птицей демонстрирует наше праздничное настроение, всю важность возрождения завода.

Краны, представленные сегодня, уже купили: ещё на этапе разрисовки уникальными экземплярами заинтересовался один российский дилер. Один из наших акционеров и вовсе выразил мнение, что нарядным автокранам прямая дорога в Индию или Таиланд – там изделия будут восприниматься естественно.

Отчасти это шутка, но доля правды в этом тоже есть. Мы подумаем, для какой страны такое решение будет близким именно с точки зрения культурных традиций», – увлечённо рассказывает Игорь Кульган.

В новом году новые решения

Сегодня ИМЗ «Автокран» работает в среднем на 10-30 %. Так, за 2018 год завод произвёл около 375 автокранов «Ивановец» – 20 % от всего российского рынка.

Конечно, это небольшая цифра по сравнению с прежними показателями (в среднем 47-49 %). Но уже в 2019 году планируют выпустить порядка 800 единиц техники, и в случае успеха доля рынка будет составлять 36 %.

В 2019 году предприятие выпустит и принципиально новые модели. Об этом представители завода упоминали не раз, правда, без особой конкретики. Поэтому вопросов касательно новой техники было очень много.

Представители ИМЗ «Автокран» оставались непреклонными, ссылаясь на то, что ещё рано раскрывать все карты. Пожалуй, удалось выяснить только то, что в скором времени завод официально анонсирует автокран на шасси с газобалонным оборудованием.

Гендиректор назвал будущую модель уникальной, потому что сейчас ни у кого нет таких автокранов: «Мы знаем, что выходить на рынок нужно с лучшим продуктом, и мы это сделаем, тем более что конструкторская школа завода позволяет это сделать».

Он сообщил ещё об одном проекте, который на данный момент находится на стадии проработки, – 32-тонный кран. «Свежим» такое решение не назовёшь, но серию установок грузоподъёмностью 32 т решили изготовить для того, чтобы закрыть брешь в модельном ряде. И последнее: в 2019 году завод планирует выпустит линейку 50-тонников.

Производственная линия ИМЗ «Автокран»

В целом – заинтриговали. На предприятии твёрдо уверены в том, что у «Ивановца» немало достоинств для серьёзного вхождения на рынок.

«Наши конструкторские решения всегда опережали технологии других производителей. Например, никому ещё не удалось изготовить 40-тонный автокран с 5-секционной стрелой, а мы изготовили эту модель аж в 2012 году.

Автокран грузоподъёмностью 100 т мы уже выпускали в 2004 году. В те времена автокраны можно было изготавливать только из импортных комплектующих. Сотрудничая вместе с ведущими западными конструкторами, мы многому научились и, что самое главное, сумели выработать подход к проектированию наших 25-тонных установок.

Более того, мы в силах повторно выпустить 100-тонник. Также отмечу, что мы первые в стране стали работать со сталями в пределах мощности 960, ещё с 2002-2003 годов», – сообщил директор по продажам Гасан Кязимов.

Сейчас «Ивановцам» приходиться жёстко конкурировать с другими производителями. Рынок очень низкий и «тесный»: если в 2013 году на рынке было представлено более 5 000 автокранов, то в 2017 году – 2 170, при этом рост темпа составлял всего 4 %. А вот экспорт, по словам Игоря Кульгана, безграничен, главное – решить, как обойти крупные иностранные предприятия.

Постамент кран АК-75

Гендиректор рассказал, что совсем недавно делегация Ивановской области во главе с губернатором ездила в Узбекистан. Результатом визита стало заключение договора на поставку 5-10 автокранов в месяц.

На предприятии считают, что это только начало, дальше объёмы сбыта продукции будут только расти. Более того, есть надежда, что Узбекистан станет воротами в страны Азии. Также завод активно сотрудничает с Арменией, республикой Молдовой, сейчас идут переговоры о глобальном завоевании рынка Беларуси.

Что касается стран Дальнего зарубежья, пока что дело обстоит не так хорошо, как хотелось бы. Вся надежда на представителя акционеров Эрика Эберхардсона, который сейчас много работает в Средней Азии и странах Африки.

«Для того, чтобы зайти на рынок стран Дальнего зарубежья, нужно учитывать наличие сервисного обслуживания шасси автомобиля с автокраном. Потому что шасси ломается чаще, чем сам автокран. Создавать свою сервисную сбытовую сеть – сложно, неразумно, дорого.

Именно поэтому завод прежде всего нацелен на те страны, где есть филиалы «УРАЛаза» или «КАМАЗа» – например, это Вьетнам, Эфиопия, Куба. Но также мы не упускаем из поля зрения и более «сложные» с этой точки зрения страны Африки, Филиппины, Индонезию», – рассуждает глава завода.

От сборки к производству

Чуть больше года назад, в трудные для завода времена, новое руководство оставило всех сотрудников, которые захотели остаться. Хотя «наверху» понимали, что на фоне низкого производства их было больше, чем нужно.

Сейчас ситуация изменилась, очень нужны высокопрофессиональные специалисты. В основном помогает метод «сарафанного радио» и звонки людям, которые уже когда-то работали на заводе. Кто-то возвращается, приходят и новые сотрудники: только в ноябре взяли около 50 человек, а за 5 дней декабря – 21. В общем, работы много, во всех цехах еле успевают исполнять заказы.

Вот здесь и рождаются автокрановые установки

После презентации арт проекта «Ивановец да Палех» представители завода организовали экскурсию по цехам, чтобы воочию показать, в каком ритме сейчас производят автокраны. Как ни странно, но в первую очередь нам выпал шанс познакомиться с цехом сборки – конечным пунктом технологической цепочки.

Всё потому, что презентация проходила именно здесь. Процесс сборки берёт своё начало с ворот, куда непосредственно заезжают шасси. Сначала машины обязательно подвергают индивидуальной доработке.

Конструкторы вносят изменения в соответствии с прописанными в документах указаниях – например, может быть произведён демонтаж некоторых «мешающих» элементов или, наоборот, внедрение новых.

Окрашенные стрелы ждут установки на шасси

Параллельно в цех завозят готовые, уже окрашенные стрелы. Каждое изделие заворачивают в специальную плёнку, чтобы не повредить покрытие. Иногда доставляются крупные металлоконструкции в виде нижней и поворотной рамы, которые соединяются на месте.

В роли экскурсовода выступил директор по продажам, который наглядно продемонстрировал, в каком виде приходит конструкция нижней рамы. Специально для крупных узлов в цехе стоят гидравлические стенды, с помощью которых изделие поворачивается «под нож».

Именно здесь её соединяют с верхней рамой, а уже потом собранная стрела направляется в сторону конвейера, где и происходит монтаж в уже обработанные шасси. Здесь же на них устанавливают опорные и поворотные рамы, а также кабины оператора и стрелы вместе с крюковыми подвесками.

Перед испытанием на прочность

После сборки каждое готовое изделие обязательно испытывают «на прочность». Полную рабочую нагрузку не имитируют, необходимые условия для каждого автокрана определяет специальная программа.

Проверка может занять от 16 до 36 часов, всё зависит от тоннажа машины. Только после этой операции можно говорить о том, что автокран полностью готов к выходу в свет.

Из цеха по сборке мы пошли в предваряющее, но не менее важное звено цепочки – цех по производству стрел. Именно это место считается ядром «ИМЗ Автокран»: здесь проводят все переделы, начиная с гибки металла и заканчивая покраской продукции.

Этот цех начал свою нелёгкую работу в 2012 году, сейчас он оснащён самым современным оборудованием, которое позволяет производить качественную продукцию.

За качеством следит автоматика

Первое звено технологической цепочки – это, конечно, металлический лист. Он, подобно стреле в цехе сборки, запускает производственный процесс с момента появления в воротах.

В основном закупаются шведские листы Hardox с пределом прочности 700 и листы российского производства 10 ХСНД с пределом прочности 390. Они приходят уже в нужных размерах, поэтому во время их обработки практически не остаётся отходов – максимум около 10-15 мм.

Под каждый элемент свой станок

Сначала металлический лист очищают, затем под чутким контролем оператора сгибают. Стрелы, как и короба, бывают разных размеров, поэтому у каждого изделия есть определённая кодировка.

В соответствии с ней оператор получает индивидуальное задание и следит за тем, чтобы элемент будущего автокрана получился именно таким, каким его задумывали.

В цехе по производству стрел работает два листогибочных пресса – для нижнего короба и верхнего полукороба. Мы подошли к нему как раз в том момент, когда один из них сгибал большой металлический лист будущего короба.

Всё на автомате – машина «подгоняет» изделие в нужное положение, затем пресс медленно опускается и продавливает пластину – на выходе получается аккуратный изгиб.

«Все короба мнутся индивидуально. Каждый раз всё корректируется: мы измеряем угол, ширину и радиус изделия, чтобы проверить, правильно ли соблюдены все заданные параметры.

Сюда тоже приходит готовый, разрезанный в необходимый размер готовый металл прямо с завода поставщика», – рассказывает директор по продажам.

Затем нас повели к следующему этапу производства – плавке листов. Об этом этапе производства посетителям поведал руководитель цеха Алексей Крупцов.

Машина для плавки металла работает полностью автоматически: она сама подстраивается под конкретное изделие и определяет необходимые параметры. Для неё нет нужды в операторе, со всеми задачами вполне справляется специальная программа – она управляет процессом по всему конвейеру.

Следующий этап – лазерная резка торцов. Эту работу выполняют два робота с помощью лазера мощностью 8 кВт, на каждого – по 4 кВт. Такая большая мощность нужна для обеспечения 3D-резки. Мы как раз попали на начало процесса: оператор проводил рокировку программы для новой партии изделий.

Оказывается, даже с использованием роботов и лазера разрезать торец очень сложно. Специалист должен уметь настроить программу таким образом, чтобы на изделии не осталось металла – он нередко прилипает к трубам.

Но как отметил руководитель цеха, такого «эффекта» на заводе не допускают – в первую очередь, благодаря высококлассным специалистам и своевременному обслуживанию.

После лазерной резки мы прямиком отправились на станцию пламенной резки. На данном этапе из уже сваренных коробов вырезаются всевозможные отверстия. Затем сварщики устанавливают на короба все навесные элементы, но приваривают их не полностью, а лишь немного прихватывают.

Для окончательной сварки есть автоматизированные станции, а сварщик потом лишь вносит небольшие штрихи, которые не подвластны роботам. После окончательной сварки будущую стрелу тщательно осматривают и, в случае необходимости, осматривают на доделку.

Добившись полного соответствия требованиям, сотрудники цеха отправляют стрелу на конечный этап – покраску. В цехе стоят четыре малярные камеры, где стрелу окрашивают в традиционный узнаваемый цвет ивановских стрел – жёлтый.

После покраски все изделия обязательно высушиваются в камере с температурой 80 градусов и только после этого отправляются в сборочный цех.

Насыщенная программа мероприятия подошла к концу, и «ИМЗ Автокран» снова вернулся к рабочим будням. Безусловно, на заводе за короткий срок успели сделать многое и, более того, приоткрыли завесу тайны касательно планов на будущее.

Руководство, например, сразу после презентации проведёт встречу с акционерами, где представит подробный инвестиционный план на 2019 год. В него включён стратегически важный пункт: предприятие в течение следующих трёх лет обязуется получать 50 % доходов от некрановой продукции.

Поэтому от «Ивановца» в следующем году мы будем ожидать не только новых моделей автокранов, но и других интересных решений.

Текст и фото: Валентина Лескина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

автокран | ивановец | ИМЗ АВТОКРАН | подъемная техника | Полоса | Экскурсия на производство
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: