Регионы просят кадры

Во многих регионах России сложилась плачевная ситуация с квалифицированными кадрами в дорожной отрасли. Из-за постоянного недофинансирования опытные профессионалы уходили на работу в другие отрасли, например, нефтегазовую.

Часть специалистов уже на пенсии. Понятно, что обычных рабочих найти можно, и они заняты на ремонтах и содержании дорог. А вот тех же инженеров, проектировщиков, маркшейдеров и других узких специалистов остаётся всё меньше.

Спрос есть…

О резком дефиците инженеров-дорожников, квалифицированных сварщиков и операторов дорожно-строительной техники открыто говорят в Пермском крае, Кабардино-Балкарии, Приамурье, Крыму, Бурятии, Еврейской автономной области, Архангельской, Ростовской, Новгородской областях, на Кубани. Список регионов на самом деле больше.

«Слово «плачевная» я бы не использовал, всё же дороги строить и ремонтировать в Красноярском крае есть кому. Но ситуация непростая: отсутствие финансирования в должном объёме влияет на рынок, и если не всем на этом рынке хватает места и возможностей заработать, то, безусловно, люди начинают искать другие ниши.

Это естественный процесс и наш регион не стал исключением», — делится руководитель управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Андрей Журавлёв.

Ремонтные работы на дороге
Ремонтные работы на дороге

Но проблема низкой привлекательности профессий в дорожной отрасли возникла не только из-за провалов в финансировании.

Свои роли сыграли стереотипы молодёжи о «грязной» и неперспективной работе, специфика условий труда и отдыха, отсутствие комплексных программ по обеспечению социальной защиты сотрудников на многих предприятиях.

«Главная проблема на кадровом рынке — сильнейший дефицит высококвалифицированных специалистов, которые могут моделировать транспортные потоки и проектировать дороги на основе точных вычислений и прогнозов.

В частности, «недоукомплектован» рынок транспортных инженеров: сложно представить, но на всю огромную страну их пока около двухсот человек.

Одна из главных причин — комплексный подход к управлению транспортными потоками в России до сих пор в новинку. Отдельной специальности «Транспортный инженер» в российском образовании всё ещё нет», — говорит директор по развитию ООО «А+С Транспроект» Кристиан Бёттгер.

…Надо учить

Контрольные замеры на местности
Контрольные замеры на местности

К слову, проблема образования специалистов в России стоит достаточно остро. Технологии развиваются, а государственные образовательные программы — нет. Более того, количество бюджетных мест во многих вузах сокращается.

«В вузах Прикамья подготовка по специальности «Мосты и транспортные тоннели» уже не ведётся, отсутствует специальность «Организация дорожного движения», наблюдается нехватка специалистов по направлению «Автомобильные дороги и аэродромы», — бьёт тревогу модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае Альберт Бургонутдинов.

«Для подготовки квалифицированных транспортных инженеров должны появляться профильные факультеты и кафедры в соответствующих вузах. При желании, новым специальностям обучаться можно — в основном в архитектурно-строительных университетах и университетах путей сообщения, на факультетах по эксплуатации транспорта, пассажирским перевозкам, транспортной логистике.

Именно там есть специальные академические версии программных продуктов для транспортного планирования и моделирования, например, популярное решение PTV Vision Traffic Suite. С помощью таких инструментов на мастер-классах, дополнительных курсах и обучают моделированию транспортных потоков», — рассказывает Кристиан Бёттгер.

И вроде бы на верхах понимают необходимость изменения ситуации с подготовкой кадров. Но, как говорил в одном из интервью бывший руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, «у Росавтодора нет необходимых полномочий, чтобы напрямую влиять на количество бюджетных мест в профильных вузах». Правда, к делу подключились региональные руководители дорожных организаций.

«Сегодня одни технологии стремительно сменяют другие, дорожная отрасль нуждается в современных грамотных специалистах. Есть возможность предоставить студенту проходить практику у нас, писать дипломный проект по нашим объектам, мы заинтересованы, так сказать вырастить работника под себя», —рассказывал на встрече с ректором Дальневосточного государственного аграрного университета начальник ГКУ «Амурупрадор» Александр Селин.

Замер основных параметров грунта
Замер основных параметров грунта

Да и в Министерстве транспорта России с оптимизмом говорят постоянных пополнениях в рядах дорожников.

«В феврале 2018 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что российская транспортная система образования включает в себя 17 вузов, в которых обучение ведут по 24 основным специальностям и направлениям, подготовку проходят порядка 300 000 студентов.

Общее число выпускников в 2017 году составило 55 000 человек. В 2017 году был создан Российский университет транспорта (РУТ), который должен стать центром подготовки кадров для всей отрасли, в первую очередь, в наиболее востребованных сегодня компетенциях.

На базе университета будет сформирован научно-образовательный технологический кластер «ОБРАЗЦОВО». Не сообщалось о том, что в отрасли испытывают нехватку учащихся, напротив, в прошлом году Максим Соколов подчёркивал, что Минтрансу РФ удаётся сохранять достаточные для отрасли объёмы контрольных цифр приёма студентов в транспортные вузы, то есть кадры для отрасли готовятся», — уверяет директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Андрей Журавлёв также подтверждает, что в подрядные организации приходят молодые специалисты. Причём, относительно быстро, за несколько лет выходят на руководящие должности. Как говорится, было бы желание. Однако и он опасается, что из-за снижения вакантных мест в учебных заведениях могут возникнуть сложности.

«Ничего не останавливается одномоментно, тем более в такой масштабной отрасли. Людей не хватает, это факт. Не могу сказать, что дефицит будет расти, но в ближайшее перспективе я не вижу тенденции к его компенсации. К сожалению, у меня и в «КрайДЭО» под дверями люди не сидят. Сами бегаем, ищем. И, скорее всего, в будущем поострее будет борьба за кадры», — прогнозирует г-н Журавлёв.

Чтобы этого избежать, по его мнению, нужно добавить стабильности. Как минимум, в заказах и объёмах строительства. В крае в последние годы возвели несколько крупных объектов: мост через Ангару, четвёртый мост в Красноярске, магистраль на улице Волочаевской. Люди были загружены работой, финансирование шло. А следующий серьёзный объект, который планировали начать в 2019 году, перенесли, деньги не выделили.

«И что, я теперь должен на полтора года распустить специалистов и сотрудников подрядных организаций? Сказать, что им работы не осталось? Ну уйдут они, а где я их потом найду? Поэтому мне придётся подчинить им ряд других объектов», — рассуждает глава КрУДор.

Мнение

Борис Порватов, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Грифон»

Борис Порватов, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Грифон»

«Уже в этом и следующем году на ремонт дорог планируется выделение колоссальных денежных средств. Вопрос о том, чтобы данное финансирование не ушло как вода в песок, поднимается на самом высоком уровне.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации было поручено в период до 2024 года совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и представить для рассмотрения национальные проекты (программы), в том числе и по такому направлению, как безопасные и качественные автомобильные дороги.

При этом Правительству Российской Федерации при разработке национальных проектов по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог необходимо до 2024 года обеспечить, в том числе, достижение следующих целей и целевых показателей:

• доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяжённости до 85%;
• создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
• внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
• внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
• усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.

По моему мнению, без необходимого профессионально подготовленного кадрового ресурса данные Указания Президента России выполнить будет просто невозможно.

Уверен, что это понимают и в правительстве. В связи с чем, если в ближайшее время не будут внесены кардинальные правки в политику государства относительно подготовки к решению кадрового вопроса в сфере дорожного строительства, то дороги в нашей стране проектировать, ремонтировать и строить, конечно, будут, но вот будет ли все это соответствовать запросам и указаниям руководства России — вопрос риторический.

Одним из путей решения проблемы нехватки кадров в дорожной отрасли называют экономическое стимулирование сотрудников предприятий в виде резкого повышения уровня оплаты труда. Данный подход даст только временный эффект, в связи с чем на долгосрочную перспективу он является тупиковым.

На мой взгляд, необходимо кардинально изменить подход к профессиональному обучению будущих сотрудников дорожного хозяйства: во-первых, предоставить им обязательный доступ к практике на предприятиях дорожного хозяйства уже на первых курсах учебного заведения, а во-вторых — создать условия для направления лучших студентов на практику в страны, которые занимают первые места по развитию проектирования и ремонта автомобильных дорог.

Это поможет перенять передовые технологии для последующего внедрения в отечественной практике; другого «ускорения» для развития принципиально новых кадров в дорожном хозяйстве я просто не вижу».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: