Платон на трассе
Фото: ssm22.ru

«Платон» под замену. Опыт и мнения

Страсти по системе взимания платы «Платон» с автомобилей, имеющих максимальную разрешённую массу свыше 12 тонн, не утихают.

Этой весной пользователей взволновали разговоры о повышении тарифа (подробности можно прочитать здесь), правда, вскоре владельцев грузовиков успокоили переносом индексации на лето 2019 года. А тут очередное событие: пришло время замены бортовых устройств.

Естественно, у кого-то процедура прошла быстро и гладко, а для кого-то обернулась нервотрёпкой. Мы попросили экспертов поделиться своим опытом и мнениями по этому поводу.

Время — деньги

О том, что эти устройства требуется менять каждые три года, власти и оператор системы предупреждали ещё при внедрении «Платона».

Объясняют это необходимостью «обеспечения сохранения надёжности защиты данных пользователей системы от несанкционированного доступа». Но так как это первая замена, то волнения будут, уверены игроки рынка.

«Их обязательная единовременная замена может вызвать повторение кризиса ноября 2015 года, когда владельцы грузовиков «штурмом» брали офисы системы «Платон» в регионах, создавали стихийные и организованные очереди.


Во избежание такой ситуации необходимо изменить саму процедуру. Например, дать возможность выбрать дату, в которую перевозчик может обратиться в офис «Платон» и получить новое устройство.

И только после его установки в тягач сдать старое. Это всё поможет в сезон высокого спроса на перевозки избежать дефицита доступного для перевозок грузового транспорта», — считает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.

Фото: udmnn.ru
Фото: udmnn.ru

«К сожалению, у перевозчиков нет возможности заранее заменить бортовые устройства.

Нам бы хотелось, чтобы «РТ Инвест Транспортные системы» обеспечили центры обслуживания дополнительными рабочими местами и сотрудниками, увеличили время их работы, а также создали дополнительные временные центры обслуживания, в которых бы велась бесперебойная работа.

Тогда процедура замены бортовых устройств будет оперативной», — высказывает пожелание директор по перевозкам и эксплуатации транспорта ООО «Интертрансавто» (ITA) Виктория Роговенко.

При этом аналитики, напротив, уверены, что очередей быть не должно. Ведь не все же получали оборудование одномоментно.

«В этом году предстоит заменить где-то 200 000 устройств, выданных в числе первых при запуске системы в 2015 году — это около четверти от 808 876 бортовых устройств, работающих в системе к текущему моменту.

Остальные будут менять по мере истечения трёхлетнего срока, то есть не одномоментно, а постепенно. Фактически замена уже началась и не с тала большой и «горячей» темой в СМИ. Замена не должна вызвать большого простоя.

Извещения о необходимости произвести замену размещаются заранее в личном кабинете, где можно самим назначить время и место проведения этой процедуры. При этом с крупными транспортными компаниями работают персональные менеджеры.

Сроки не жёсткие: замену бортового устройства рекомендуют осуществить не ранее, чем за три недели до или в течение трёх рабочих дней после истечения его срока службы. И вся процедура, ес ли записаться заранее, а не стоять в живой очереди, не должна занять много времени», — подсчитал эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв.

Снять — поставить

«Сейчас на территории страны работают 138 центров обслуживания», — говорит г-н Калачёв. Для замены бортового устройства не нужно пригонять туда грузовик. Достаточно собрать с автопарка всё оборудование, для которого подошёл срок замены, и отвезти скопом.

«Бортовые устройства выполнены в виде отдельного модуля, который крепится на лобовое стекло и подключён к системе бортового электропитания. Его замена — вопрос нескольких минут, никаких дополнительных настроек не требуется.

Бортовые устройства наиболее современных систем сбора платы содержат модуль с автономным питанием от батарей, чтобы пользователь не мог отключить устройство и стать «невидимым» для систем контроля. Поэтому необходимость замены бортовых устройств — процесс неизбежный», — объясняет заместитель генерального директора ООО «A+С ТРАНСПРОЕКТ» Константин Тихонов.

Другой вопрос, что кому-то срочно потребуется отправить фуру с грузом. А бортовое устройство не успеют обменять или поставить. Но и это не повод отчаиваться, уверяют перевозчики.

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг ГК FM Logistic
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг ГК FM Logistic

«Возможность использования маршрутных карт позволяет сделать замену бортовых устройств незаметной для бесперебойной работы транспортных средств перевозчика.

Однако маршрутные карты не так удобны, как бортовые устройства, так как обязывают ехать строго по заранее оплаченному маршруту, невзирая на возможное изменение дорожной и погодной ситуации на пути следования.

К тому же прокладывание маршрута по таким картам требует дополнительных затрат на административное сопровождение», — рассказывает Эдуард Миронов.

«Отмечу, что работа по маршрутной карте производится в режиме предоплаты, и, конечно, неудобно переходить с одного способа на другой», — добавляет заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько.

К слову, этот перевозчик уже прошёл процедуру замены оборудования системы «Платон». Эксперт отметил, что никаких поборов не было, однако в офисе центра обслуживания пришлось потратить несколько часов из-за довольно длинной очереди.

Обещать — не значит бесплатно

Опрошенные нами представители крупных транспортных компаний в большинстве своём говорят о бесплатной замене. Как, собственно, и обещано. Но уже зафиксированы несколько случаев, когда обмен оборудования обернулся затратами.

«Если батарея бортового устройства будет находиться в заряженном состоянии, а само оно исправно и в полной комплектации (упаковка, паспорт, присоски и т. д.), процедура замены бортовых устройств бесплатная.

Однако, основываясь на собственном опыте обращения в центр обслуживания пользователей системы «Платон», находящийся по адресу: Смоленская обл., Краснинский р-н, 449 км + 500 м (левая сторона) автодороги М-1 «Беларусь», предвижу возникновение проблем при возврате бортовых устройств.

Дело в том, что центр обслуживания расположен в месте, где плохая спутниковая связь. Из-за этого на бортовом устройстве (БУ) горит красный индикатор, поэтому специалисты центра обслуживания признают его нерабочим.

В данном случае бортовое устройство отправляют на экспертизу, которая длится 30 дней, а перевозчику для получения нового БУ необходимо внести обеспечительный платёж — 6882 рублей. Если экспертиза выносит заключение о том, что бортовое устройство является рабочим либо вышло из строя не по вине перевозчика, денежные средства возвращают на расчётный счёт перевозчика. В противном случае сумма удерживается.

Наш автопарк состоит из 285 транспортных средств, все автомобили оборудованы приборами системы «Платон», поэтому сумма такого платежа становится уже значительной. А сама процедура замены БУ и возврата денежных средств занимает два месяца. Мы надеемся, что данная проблема будет решена в ближайшее время», — делится опытом Виктория Роговенко.

Виктория Роговенко, директор по перевозкам и эксплуатации транспорта ООО «Интертрансавто» (ITA)
Виктория Роговенко, директор по перевозкам и эксплуатации транспорта ООО «Интертрансавто» (ITA)

«Правда, я слышал о случаях, когда сами владельцы транспорта повреждали устройства или неправильно их эксплуатировали (размещали прямо рядом с печкой, от температуры которой нагревались и деформировались защитные пломбы)», — подтверждает специалист по системе «Платон» ООО «СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев.

По его словам, замена бортовых устройств в Санкт-Петербурге прошла без проблем, очередь была, но ожидание, сдача и получение оборудования заняли не более часа.

«По моим оценкам, ещё около 30–35 % грузовиков не зарегистрированы в системе. Причин этому много, одна из первых — финансовая. Многим перевозчикам кажется, что отсутствие «Платона» позволит быстрее договориться с клиентом.

Это отчасти справедливо: разница в цене достигает 2 000–3 000 рублей, и система штрафования в «Платоне» до недавнего времени, по слухам, также была далека от совершенства.

Однако сейчас ситуация выравнивается, система отлаживается, штрафы увеличиваются, что в итоге всё равно приведёт к регистрации в «Платоне» всех, кто заинтересован в легальных доходах», — уверен г-н Бушуев.

Сколько неучтённых грузовиков?

Борис Порватов, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Грифон»
Борис Порватов, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Грифон»

Борис Порватов, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Грифон»

«Данный вопрос был поднят 24 октября 2018 года на семинаре, организованном для автогрузоперевозчиков ассоциацией «Грузавтотранс» в г. Москве.

По информации Центрального МУГАДН (Ространснадзор), на сейчас в системе «Платон», как правило, не зарегистрированы предприятия, в собственности которых находится один-три крупнотоннажных грузовика, а также физические лица, у которых в собственности одно грузовое транспортное средство.

Этот факт влияет на рынок грузоперевозок следующим образом: недобросовестный участник грузоперевозок при «экономии» на внесении платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, пытается уменьшением стоимости своих услуг демпинговать на рынке грузоперевозок.

Ориентировочная цифра предприятий, у которых крупнотоннажные транспортные средства зарегистрированы в системе «Платон», составляет 30 % от всего рынка участников грузоперевозок.

Вместе с тем, активное взыскание штрафов, предусмотренных ст. 12.21.4 КоАП РФ (Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн) на сегодняшний день является ключевым и работающим механизмом по увеличению процента грузоперевозчиков, зарегистрированных в системе «Платон».

Потенциал развития

Константин Тихонов, заместитель генерального директора ООО «A+С ТРАНСПРОЕКТ»

Константин Тихонов, заместитель генерального директора ООО «A+С ТРАНСПРОЕКТ»
Константин Тихонов, заместитель генерального директора ООО «A+С ТРАНСПРОЕКТ»

«При разработке системы общее число грузовых автомобилей, которые могут попасть под её действие, оценивали в 1,7 млн. Экономические трудности и старение автопарка, вероятно, уменьшили эту цифру до 1,5 млн. Оператор «Платона» недавно называл число зарегистрированных ТС на уровне 1,2 млн.

Основной целью создания системы «Платон» была необходимость вывести автомобильные грузовые перевозки из теневого сектора экономики, сделать его прозрачным и обеспечить поступления в бюджет не только за счёт прямого сбора, но и в первую очередь от налоговых отчислений.

В систему изначально был заложен огромный потенциал развития. Например, посты стационарной системы контроля могут после дополнительной доработки взять на себя функции динамического (без остановки ТС), габаритного и весового контроля. А система контроля в целом позволяет обеспечивать контроль перевозки специальных, опасных и других грузов, например, таможенный транзит».

«Платон» в цифрах

Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»

Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»
Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»

«Сайт «Платона» сообщает о высоких темпах регистрации: только в период с 15 сентября по 15 октября в системе зарегистрировалось более 11,5 тысячи грузоперевозчиков, а количество зарегистрированных транспортных средств составило 19 000 автомобилей.

Однако, я думаю, такой наплыв связан скорее с продажами новых машин и созданием или перерегистрацией юридических лиц — перевозчиков вместе с их автопарками.

За пределами системы «Платон» уже осталось мало неохваченных перевозчиков. По состоянию на 15 октября 2018 года в системе было зарегистрировано 421 800 перевозчиков с общим парком 1 073 788 автомобилей.

По оценкам специалистов «Платона», это составляет более 90 % большегрузного автопарка, перевозящего грузы по основным автомагистралям. Я думаю, с этой оценкой можно согласиться.

На 1 января 2017 года весь парк автомобильной техники на территории Российской Федерации составил 49,7 млн единиц. Из них парк грузовых автомобилей полной массой от 5 т составлял 3,3 млн единиц. В том числе большегрузных, массой от 12 т, насчитывается 1,6 млн.

Из этого количества под действие системы «Платон» не подпадают карьерные самосвалы, автомобили, действующие в удалённых регионах за пределами сети федеральных дорог, а также военные автомобили, спецтехника МЧС и других государственных ведомств.

Ну и ещё какое-то количество неисправного транспорта, не снятого с учёта в ГИБДД. С учётом этих факторов можно считать, что система «Платон» состоялась и охватывает практически весь большегрузный трафик по федеральным трассам».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

логистика | платон | транспорт
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: