Экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster

Конец осени, в Красноярске активно готовятся к проведению Универсиады. Возводят спортивные объекты и ремонтируют дороги.

Возле погоревшего почти на завершающем этапе реконструкции Дворца спорта имени Ивана Ярыгина и центра экстремального спорта «Спортэкс» подрядчики меняют бордюры и прокладывают подъездные пути.

Самое активное участие в работе принимает экскаватор-погрузчик JCB 4CX, управляет которым оператор Юрий Зинович. Он делает перерыв и поможет нам в знакомстве с моделью.

4CX Super Sitemaster
4CX Super Sitemaster

Первые впечатления

Машина окрашена в фирменный жёлтый цвет, как и все виды техники этого британского производителя. На ступеньках — фирменный знак JCB, такие же красуются внутри на педалях акселератора и тормоза. Этот образец выпущен в 2011 году и выполнен в модификации Super Sitemaster.

В отличие от базовой модели у него присутствует дополнительный гидравлический контур для подключения дополнительного навесного оборудования, передний ковш большего объёма (1,3 м3), экскаваторная стрела большего размера с увеличенной глубиной копания, а также увеличен клиренс до 340 мм.

 На ступеньках — фирменный знак JCB
На ступеньках — фирменный знак JCB

На серии 4CX установлены равновеликие колёса, что позволяет во время работы поворачивать как два колеса, так и все четыре в противоположные стороны и в одну сторону.

Кстати, на экскаваторах-погрузчиках популярной серии 3CX они разной величины (подробно о модели можно прочитать в N° 5 (11) за 2015 г или здесь).

Равновеликие колёса
Равновеликие колёса

В остальном с виду экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster похож на представителей других брендов этого сегмента техники.

Спереди ковш, затем моторный отсек, посередине кабина, а сзади обратная лопата. Но есть в модели свои особенности, о которых расскажем далее. А пока посмотрим, что находится в кабине.

 Подрессоренное кресло
Подрессоренное кресло

Войти в неё можно как слева, так и справа через распахивающиеся остеклённые двери. К слову, площадь панорамного остекления здесь внушительная — 6,4 м2.

Для оператора установлено подрессоренное кресло, которое разворачивается на 180°. По словам Юрия Зиновича, в кабине зимой тепло, можно в футболке работать. Для жаркой погоды опционально предусмотрен кондиционер, но в нашем экземпляре его нет.

Рулевое колесо с «ленивцем»
Рулевое колесо с «ленивцем»

Рулевое колесо с завода оснащено «ленивцем», а колонку можно отрегулировать под комплекцию оператора.

Приборная панель расположена справа: там отображается количество оборотов ДВС, число отработанных моточасов, остаток топлива, уровень температуры охлаждающей жидкости, одометр и часы.

Приборная панель
Приборная панель

Об эксплуатации

Заводим экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster, из-под капота раздаётся лёгкое урчание четырёхцилиндрового дизельного двигателя JCB Dieselmax 444.

Четырёхцилиндровый дизельный двигатель JCB Dieselmax 444
Четырёхцилиндровый дизельный двигатель JCB Dieselmax 444

«На Caterpillar работал, тот помощнее, порезвее. На МТЗ «Беларус» лет 8 отработал. Тот JCB уступает во всём практически. Даже полный ковш на этом легко набрать, а на белорусском — одно мучение. В плане устойчивости JCB намного лучше», — сравнивает наш Испытатель.

Оператор рассказывает о нюансах эксплуатации
Оператор рассказывает о нюансах эксплуатации

Экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster резво лавирует на грунте, поддевает обратной лопатой старые бордюрные камни, вытаскивает их, разворачивается, загружает в передний ковш и отвозит подальше, сваливая в одну кучу.

Позже за ними приедет самосвал, в кузов которого все эти бордюры поднимает всё тот же ковш JCB 4CX.

Ковш JCB 4CX
Ковш JCB 4CX

«Всё доводилось делать на нём. Землю убираем, засыпаем и копаем. Лишь бы место позволяло. Работаешь и особо не устаёшь, удобно. Крабовый ход есть, когда все 4 колеса поворачиваются.

На заднюю стрелу «иксовое» управление, под руку удобнее. Коробка автоматическая, не надо дёргать при передвижении лишний раз рычаг переключения передач и выжимать сцепление», — рассказывает Юрий Зинович.

Манипуляции с ковшом
Манипуляции с ковшом

Для управления движением ковша предусмотрен один рычаг по правую руку оператора, рядом с ним другой — для открытия и закрытия челюсти. Органы управления чрезвычайно отзывчивы, усилий прилагать не приходится.

JCB  в процессе работы
JCB в процессе работы

Чтобы перейти к управлению обратной лопатой, нужно развернуть кресло и выпустить аутригеры. Ну а далее поднимаем стрелу, телескопируем при необходимости и работаем.

Копать можно на глубину до 6,5 метров. На испытуемом экземпляре установлен ковш шириной 800 мм и объёмом 0,24 м3, но по словам Юрия, ставили ковш шириной 930 мм объёмом 0,9 м3 и спокойно работали.

«Перегрузить сложно. Больше возьмёшь — не поднимает. Может в гидравлике что отключается, но если мощи не хватает, то не поднимется ковш (срабатывает перепускной клапан).

Это большой плюс, что не рвёт ничего. На «Белорусе» поднимаешь, пока тот не развалится», — вспоминает Испытатель.

Кстати, экскаваторная стрела экскаватора-погрузчика JCB 4CX Super Sitemaster оснащена быстросъёмным устройством. Отцепить ковш и присоединить другое навесное оборудование (тот же гидромолот) можно меньше, чем за минуту.

Быстросъёмное устройство
Быстросъёмное устройство

JCB 4CX оснащён фирменной гидравлической системой с открытым центром и тремя насосами шестеренного типа с возможностью регулировки скорости и мощности гидропривода.

В максимально эффективном режиме три гидравлических насоса выдают 155 литров в минуту при оборотах двигателя 1700 об/мин. Оператор может включить экономичный режим, тогда один гидронасос отключится, что позволит сохранить от 10 до 15 % топлива.

Дисковые тормоза находятся в масляной ванне
Дисковые тормоза находятся в масляной ванне

Юрий говорит, что разгонял машину при передвижении до 45 км/ч. На двух ведущих мостах установлены дифференциалы с автоматической блокировкой для лучшей реализации крутящего момента на колёсах в сложных условиях работы. Дисковые тормоза находятся в масляной ванне и не перегреваются.

Орудовать ковшом — легко
Орудовать ковшом — легко

Вердикт

За 6 лет работы на этой машине, по словам Юрия,меняли только расходники да рукава высокого давления. И то всё по ТО. Серьёзных внезапных поломок не было.

Даже самому поменять фильтры — не проблема, доступ к отсеку упрощён. Правда, на обслуживание экскаватор-погрузчик гоняют в сервисный центр дилера. Предпочитают не рисковать с неоригинальными запчастями.

Несмотря на расхожее мнение о дороговизне обслуживания у «официалов» экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster уже давно окупил себя и продолжает трудиться.

Экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster
Экскаватор-погрузчик JCB 4CX Super Sitemaster

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: