Считаем стоимость владения

К выбору грузовиков, бульдозеров, автобусов, автокранов и прочей техники пока ещё многие относятся не совсем рационально, учитывая только первоначальные вложения на покупку.

Этот вариант хорош, если машину планируют использовать редко или продать после небольшого периода эксплуатации. Самые дальновидные же подходят к вопросам приобретения техники, учитывая множество факторов.

И одним из главных становится экономический эффект при длительной эксплуатации и максимальной эффективности, то есть стоимость владения.

Тут плати и там плати

Не зря в народе давным-давно появилась пословица: «Скупой платит дважды». Выбор машины подешевле может обернуться довольно крупными расходами.

«В последнее время крупные предприятия, владеющие большим парком техники, разрабатывают и внедряют собственные программы учёта стоимости владения, в первую очередь, с целью бюджетирования затрат.

Как правило, в основе расчётов лежат данные и методики дилеров, обладающих более глубокими знаниями в эксплуатации техники или оборудования, которое они представляют на рынке.

Кроме того, за счёт привлечения из дилерских центров квалифицированных специалистов, обеспечивающих высокую готовность техники и её гарантийную поддержку, предприятия могут повысить эксплуатационную эффективность приобретаемого оборудования», — объясняет руководитель отдела продаж запчастей и навесного оборудования JCB в России Дмитрий Ткач.

По сути, при покупке машины нужно учесть не только её цену, но и амортизацию, лизинговые платежи, страхование, налоги, затраты на водителя, расходы на шины и топливо, AdBlue, техническое обслуживание и ремонт автомобиля, платные дороги, затраты на компенсацию системы «Платон», стоимость негарантийного ремонта, а также расходников, таких как щётки у коммунальных машин или зубья ковшей (ground engagement tools) экскаваторов или погрузчиков.

«Необходимо также учитывать убытки, вызванные простоем техники в ожидании ремонта. Довольно распространено заблуждение, что чем дороже техника, тем больше её стоимость владения, однако зачастую это не так.

С одной стороны, дорогая техника подразумевает высокую стоимость владения (высокая стоимость нормочаса, дорогие запасные части), но в то же время обладает высокой степенью надёжности, которая позволяет компенсировать расходы на обслуживание.

С другой стороны, более дешёвая спецтехника или коммерческий транспорт не требует дорогих запчастей, стоимость обслуживания гораздо ниже. Однако надёжность дешёвой техники в подавляющем большинстве случаев крайне низка.

Поэтому частые поломки и, соответственно, простой техники, может легко перечеркнуть экономию на обслуживании техники», — делится директор по послепродажному обслуживанию клиентов АО «Коминвест-АКМТ» Александр Павлов.

Двигатель

Сам себе экономист

Практически все переменные затрат можно просчитать самостоятельно. Для этого даже не нужно быть дипломированным бухгалтером.

«Расход топлива шасси и холодильно-отопительной установки (ХОУ) вы всегда можете посмотреть в технической документации к автомобилю или оборудования. Данная информация также есть на разных интернет ресурсах.

Но требуется учесть несколько фактов которые будут влиять на расход топлива. Чем меньше вес надстройки (при одинаковой загрузке), тем свободнее движение автомобиля и расход топлива меньше.

И чем лучше теплоизоляционные свойства кузова, тем самым сокращается работа агрегата с включённым компрессором на 25%. Определить стоимость ТО можно позвонив на СТО любого официального дилерского центра.

ТО ХОУ осуществляется по наработке часов. При достижении заданной температуры агрегат не работает.

В случае одинакового пробега автомобиля, наработка ХОУ ниже на кузовах с более лучшим коэффициентом теплопроводности», — подсказывает руководитель отдела маркетинга АОЗТ «МДМ» Евгений Васильев.

«У нас есть собственный инструмент, который позволяет не только произвести подсчет стоимости владения на самом начальном этапе, но также создать сервисный договор, включить дополнительные опции, как например услуги обучения операторов техники, анализы масла, опять же расширенную гарантию.

И далее получить совокупную стоимость владения на выбранные период времени. Это очень удобно для бюджетирования затрат в долгосрочной перспективе», — показывает руководитель группы технической поддержки дилеров (DTAC) в России John Deere Антон Веремчук.

Новые экскаваторы Hitachi
Новые экскаваторы Hitachi

«Нужно ориентироваться на проект грузоперевозок, который взят за основу для расчёта — в каком регионе будет работать перевозчик, з/п водителей и иные переменные затраты.

Стоимость топлива, шин, налоги, затраты на водителя и администрацию каждый потенциальный владелец может взять из открытых источников.

А информацию по лизинговым платежам, расходу топлива и AdBlue, стоимост сервисных контрактов на период лизинга и гарантии потенциальному владельцу придётся доверить дилеру.

Как вариант, можно взять автомобиль на тестовую эксплуатацию, в результате которой можно получить фактические расходы и скорректировать расчёт.

Сложность заключается в том, что не все дилеры готовы предоставлять тестовый автомобиль, тем более, на безвозмездной основе», — добавляет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков.

По его словам, снизить совокупную стоимость владения можно. Например, можно сократить издержки на шины и некоторые расходники, отказаться от холостых пробегов (когда машина едет без груза), ввести жёсткий контроль расхода топлива и обучить водителей всем методам управления автомобилем с экономичной эксплуатацией.

«Самый верный способ снизить стоимость владения техники и одновременно продлить её срок службы без поломок — следовать рекомендациям завода изготовителя по обслуживанию, проводить его планово и вовремя.

Также необходимо обеспечить работу на технике только тех операторов, которые прошли обучение на данной конкретной модели, умеют грамотно её эксплуатировать и обслуживать.

По нашей практике, именно неграмотная эксплуатация приводит к негарантийным поломкам и преждевременному старению техники.

Обслуживание должен проводить квалифицированный персонал с использование оригинальных запасных частей и жидкостей. Не стоит экономить на горюче-смазочных материалах: использование дешёвых ГСМ точно не продлит жизнь техники», — рекомендует Александр Павлов.

Автодом ГАЗель next
Автодом ГАЗель next

«Качественное периодическое обслуживание позволяет вовремя выявлять неисправности и избегать трат на внеплановый ремонт, а обучение персонала позволяет повысить экономичность эксплуатации и уровень безопасности.

Стоимость владения неразрывно связана с коэффициентом технической готовности техники, составляя в итоге общую экономику эксплуатации.

Можно «оптимизировать затраты» используя неоригинальные запчасти, масла низкого качества и дешёвую рабочую силу — и получить на выходе многочасовые простои техники, которые не только нивелируют полученную таким образом «экономию», но и приведут к прямым убыткам предприятия», — добавляет начальник отдела карьерной техники департамента продаж ООО «Скания-Русь» Константин Кравченко.

Конкретно

Дмитрий Колотильщиков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic
Дмитрий Колотильщиков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic

«При постоянных объёмах грузоперевозок и в условиях долгосрочных контрактов с клиентами покупать лучше сразу дорогую машину с более низкой стоимостью владения.

Тем самым вы сможете гарантировать конечному клиенту постоянную стоимость своих услуг и изменять её только в зависимости от стоимости топлива, налогов и сборов.

Ещё одним плюсом станут постоянные гарантии работы на согласованных объёмах без вынужденных простоев на ремонт техники.

Приобретая недорогую машину с высокой стоимостью владения, потенциальный собственник сможет рассчитывать только на разовые заказы по стоимости выше рыночных, что не всегда можно получить.

Тем самым, только такими перевозками можно компенсировать высокую стоимость владения.

Исходя из нашего опыта на данный момент, мы имеем следующую процентовку стоимости совокупного владения нового грузового автомобиля:
• лизинговые платежи, амортизации и налоги – 13%;
• затраты на персонал – 43%;
• затраты на страхование – 4%;
• затраты на топливо и AdBlue – 30%;
• затраты на шины – 2%;
• затраты техническое обслуживание и ремонт автомобиля – 4%;
• затраты на систему «Платон» и платные дороги – 4%».

Ремонт — дело тонкое

Павел Соломкин, генеральный директор ТЦ «АвтоСпецЦентр на Котляковке»
Павел Соломкин, генеральный директор ТЦ «АвтоСпецЦентр на Котляковке»

«Есть факторы, на которые владелец транспортного средства может повлиять, и есть такие на которые сильно повлиять невозможно.

Например, на затраты по выплате заработной платы сотруднику управляющему ТС, расходы на топливо, страховку — это можно сказать фиксированные расходы.

Расходы на содержание и ремонт на многие транспортные средства тоже фиксированы, так как завод для всех дилеров присылает рекомендованные расценки на ТО и большой разницы в стоимости обслуживания между дилерами ждать не стоит.

А вот нарваться на недобросовестных исполнителей, которые своими действиями могут принести больше вреда, чем пользы — это реально. Ведь в ремонте, как и в хирургии главная заповедь: «Не навреди».

Поэтому выбирать станцию технического обслуживанию стоит очень внимательно. Перед тем как заключить договор на обслуживание лучше лично приехать познакомится с руководителем предприятия, посмотреть, как происходит обслуживание, какие используют расходные материалы.

Мы, например, разрешаем присутствие представителей владельцев ТС в ремонтной зоне в течении всего процесса ремонта, от приёмки до выдачи готового авто.

Представитель может видеть весь процесс и, если ему что-то непонятно, либо возникает вопрос, он всегда может обратиться к мастеру-консультанту.

В дилерских центрах сотрудники проходят обязательное обучение, также у дилеров есть техподдержка, а в случае выбора неавторизованной станции полагаться придётся только на авось.

Снизить стоимость владения коммерческого транспорта можно, если обслуживать его у добросовестных порядочных дилеров, а также при бережном отношении к технике.

Нет никакого смысла экономить, приобретая недорогую машину с высокой стоимостью владения.

Дешёвая техника не очень надёжна. А простои такой техники по причине ремонта тоже обходятся в копеечку, так как приходится либо нанимать аналогичный транспорт на стороне и платить за это деньги, либо отказываться от выполнения работы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: