Дорожно-строительная техника

Рынок строительной техники пошёл в гору. Надолго ли?

2017 год стал самым продуктивным для производителей строительных машин. После резкого падения в 2014 году продажи наконец-то возвращаются на докризисный уровень.

По данным Минпромторга, производство дорожно-строительной техники выросло за прошлый год на 28%, импорт увеличился на 50% (достигнув объёмов в 126,7 млрд рублей), а экспорт — на 78%.

Правда, некоторые эксперты опасаются, что уже к середине этого года на рынке дорожно-строительной техники может начаться стагнация. Мы попросили наших партнёров поделиться своим видением трендов.

«Кризис подогрел спрос на лизинг»

Менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский
Менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский

«В 2017-м спрос на рынке спецтехники в России вырос примерно на 60%, что отразилось как на росте производства внутри страны, так и на увеличении импорта спецтехники в Россию.

Такое оживление рынка объясняется укреплением рубля, растущими ценами на нефть, стабилизацией общеэкономической ситуации, а также фактором «отложенного» спроса.

Большую роль в развитии сегмента строительной техники сыграла реализация важных инфраструктурных проектов с привлечением бюджетных средств.

Вследствие устойчивого положения в сфере добычи полезных ископаемых выросла потребность в машинах у горнодобывающих компаний.

На дальнейшее развитие рынка значительное влияние окажет общая экономическая ситуация в стране. Мы не можем однозначно утверждать, что наблюдающаяся сейчас тенденция будет носить долгосрочный характер.

В частности, в этом году ожидается снижение темпов роста сегмента строительной техники — в том числе из-за повышения ставок утильсбора.

Мы наблюдаем несколько устойчивых тенденций. Первая тенденция — рост числа сделок с привлечением лизинга. Сейчас через лизинговые компании проходит примерно 70% договоров, в то время как до кризиса их было около 20%.

Вообще, в условиях ограниченного бюджета потребителям крайне необходимы инструменты финансирования. Особенно это касается техники больших классов, где длительная рассрочка является одним из обязательных требований.

Вторым трендом стал рост рынка аренды, а также рынка продаж б/у техники, в том числе по схеме trade-in. Прежде всего, увеличилось число тех, кто приобретает машины с целью сдачи в аренду.

Причина — отсутствие у большинства компаний стабильного объёма работ, не позволяющее им расширять парки собственной техники. А те, кто располагает большим парком, также начали сдавать машины в аренду, чтобы избежать их простоя.

В некоторых отраслях отмечается снижение класса приобретаемой техники. Это позволяет снизить расходы с точки зрения стоимости владения и закупочной цены машины.

Принятие мер для повышения степени локализации производства спецтехники стало одним из главных трендов последних лет среди российских производителей техники иностранных брендов. Это продиктовано политикой правительства по поддержке отечественных производителей».

«Российский рынок строительных телескопических погрузчиков восстанавливается и стремится к докризисному уровню»

Руководитель направления строительной и индустриальной техники ООО «МАНИТУ ВОСТОК» Станислав Шульга
Руководитель направления строительной и индустриальной техники ООО «МАНИТУ ВОСТОК» Станислав Шульга

«В настоящее время наблюдается тенденция к восстановлению российского рынка строительной спецтехники. В ряде его сегментов происходит возвращение к докризисным объёмам продаж.

В частности, за последний год произошёл скачкообразный рост импорта в Россию экскаваторов-погрузчиков. Его объёмы выросли почти в 1,5 раза, однако пока не достигли показателей 2013 года.

Похожая ситуация складывается и в сегменте строительных телескопических погрузчиков. Наиболее тяжёлым для него периодом стали 2015-2016 годы, когда ряд строительных компаний обанкротились, а у некоторых поставщиков импортной спецтехники произошло сокращение дилерских сетей.

Сейчас мы уже можем говорить о начале восстановления этого сегмента рынка. Продажи за последний год увеличились, правда, ещё не вышли на докризисный уровень.

И всё же, общее оживление рынка телескопических погрузчиков в большей степени связано с ростом импорта сельскохозяйственной, а не строительной техники. Данная тенденция характерна и для машин Manitou.

Одна из её основных причин заключается в том, что в аграрную отрасль сейчас поступает значительно больше инвестиций.

Несмотря на то, что в стране реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов, для которых поставляются и строительные телескопические погрузчики Manitou (прокладка нефтегазопроводов «Сила Сибири» и «Северный поток», возведение стадионов к ЧМ-2018), инвестиции в эту сферу пока не достигли докризисных объёмов.

Помимо макроэкономических причин, на состояние сегмента строительных телескопических погрузчиков повлияла и внешнеэкономическая ситуация, сложившаяся в конце 2015 года и продлившаяся до середины 2017-го.

После того, как турецкие ВВС сбили в Сирии российский самолет, на территории РФ были введены ограничения в отношении турецких товаров, работ и услуг.

На тот момент строительством важных государственных и частных объектов (многоэтажных домов, торговых центров, складских помещений) занимались турецкие компании, которые высоко ценили телескопические погрузчики и использовали этот тип техники как один из основных на строительных площадках.

Сложившаяся ситуация вынуждала иностранных инвесторов, привлекавших турецкие компании для реализации строительных проектов в России, замораживать свои объекты или вообще отказываться от их финансирования. Это повлекло сокращение импорта строительных телескопических погрузчиков.

Сегодня ситуация выравнивается. Однако развитие рынка может тормозить, например, обсуждаемое сейчас увеличение на 15% утилизационного сбора на импортируемую в Россию спецтехнику.

В целом же темпы роста продаж будут напрямую зависеть от объёмов инвестиций. При их регулярном поступлении в отрасль для достижения докризисного уровня в сегменте строительных телескопических погрузчиков потребуется ещё пара лет».

«Кризис смёл маленькие компании»

Генеральный директор ООО «Техноцентр «Мегаполис-Красноярск» Виктор Зуев
Генеральный директор ООО «Техноцентр «Мегаполис-Красноярск» Виктор Зуев

«Кризис смёл маленькие компании. Большие компании, в том числе и строительные, позже всего выходят из кризиса. Сейчас на рынке остались такие «середнячки», которые покупают технику. Причём, качественную технику. Тот бум, когда брали, что подешевле, прошёл, потому что требования у заказчиков к подрядчикам более серьёзные.

У нас, несмотря на кризис, продажи всё увеличиваются. Как ни парадоксально это звучит. А с учётом того, что впереди будет Универсиада-2019, задачи перед городскими и краевыми властями стоят очень большие, и будут хорошие вливания средств для выполнения всех необходимых для стройки объектов работ».

«Владельцы техники предпочитают ремонт обновлению парка»

Начальник отдела продаж строительного и горнодобывающего оборудования ООО «Сумитек Интернейшнл» Алексей Грузинов
Начальник отдела продаж строительного и горнодобывающего оборудования ООО «Сумитек Интернейшнл» Алексей Грузинов

«Существует множество нюансов, которые необходимо учитывать, говоря о перспективах и состоянии российского рынка строительной техники.

С одной стороны, строительная отрасль до сих пор находится в состоянии стагнации, крупные строительные проекты практически отсутствуют.

С другой стороны, судя по текущим продажам «Сумитек Интернейшнл», на технику иностранных производителей есть устойчивый спрос, особенно явный в прошедшем году в дорожно-строительной и горнодобывающей отраслях.

Без сомнения, серьёзное влияние оказал и отложенный спрос предыдущих лет, когда рынок значительно сократился, и покупки оборудования были минимальными.

Возобновлению спроса на импортное оборудование есть веские причины: к сожалению, продукция отечественных производителей не всегда соответствует требованиям к функциональности и надёжности, которые предъявляют заказчики к современной технике.

По показателям эффективности, производительности, безопасности оборудование таких производителей как Komatsu, Wirtgen, Sennebogen во многом превосходит, а зачастую и не имеет российских аналогов.

Вынужденное сокращение горизонтов планирования (2-3 года вместо 10-15 лет ввиду неоднозначной экономической ситуации) вынуждает часть клиентов делать ставку на более дешёвое оборудование китайских или корейских производителей.

Безусловно, таким образом заказчик идёт на определённые риски, связанные с недостаточной надёжностью и производительностью оборудования, ограниченным функционалом и увеличением эксплуатационных затрат, однако получает возможность максимально сократить инвестиционные издержки.

До недавнего времени многие предпочитали покупать импортную б/у технику. Но с введением утилизационного сбора экономическая целесообразность таких покупок сошла на «нет».

Сталкиваясь с невозможностью полного обновления парка техники, заказчики всё большее внимание уделяют продлению ресурса существующего оборудования, прибегая к сервисным услугам по ремонту и восстановлению машин, а также их узлов и агрегатов.

Следуя этой тенденции, наша компания принялао решение о развитии собственных многофункциональных сервисных центров по ремонту оборудования, узлов, агрегатов и комплектующих с применением новейшего высокоточного оборудования для обеспечения максимального качества производимых работ.

В наших цехах есть возможность восстанавливать основные машинные узлы и компоненты, продлевая их рабочий ресурс на длительный срок. Нам заказывают ремонт как небольших моторов обычных грузовиков, так и блоков двигателей карьерных экскаваторов.

Располагая современным и постоянно растущим станочным парком (станки Rottler, Robbi различных модификаций), мы предлагаем полный комплекс услуг по сервису и ремонту узлов и агрегатов, не имеющий аналогов среди услуг производителей техники на территории России: восстановление поверхностей напылением, механическая обработка блока двигателя, ремонт гидравлических цилиндров, восстановление компонентов до заводских параметров с гарантированным послеремонтным ресурсом.

Мы выполняем не только капитальный ремонт агрегатов, но и узкоспециализированный ремонт отдельных компонентов. Например, ремонтируем отвалы, стартеры, генераторы, восстанавливаем сочленения полурам, выполняем шлифование коленвалов и пр.

На некоторые виды ремонта в наши центры даже образовывается очередь. Клиенты понимают, на какую существенную экономию можно рассчитывать, поэтому готовы немного подождать.

Отремонтированные компоненты практически не уступают новым по качеству, зато позволяют экономить до 70% по сравнению с покупкой целого агрегата.

Возвращаясь к теме отечественного машиностроения. В 2010 году в Ярославле был открыт завод Komatsu. Основу производства составляют 20-40-тонные экскаваторы (PC200, PC220, PC300, PC400), а также карьерные самосвалы HD785-7.

Производственная мощность — около 3 000 единиц техники в год. На заводе организован конструкторский центр, инженеры которого разрабатывают новые спецификации и навесное оборудование специально для работы в России.

Поэтому машины, создаваемые в Ярославле, полностью адаптированы к требованиям российского рынка. В частности, производятся спецификации экскаваторов, предназначенные для работы в тяжёлых климатических условиях до -50 градусов.

Подобный завод — это тоже оказание определённой поддержки российскому машиностроению. Таким образом, при частной инициативе и комплексной поддержке государства российское машиностроение может вносить гораздо больший вклад в экономику страны».

«Импортозамещение — это просто термин»

Руководитель ООО «Русгайк» Иван Метелев
Руководитель ООО «Русгайк» Иван Метелев

«Спрос на спецтехнику в России растёт, страна строится и развивается, и простым трактором никого не удивишь. Потребители жаждут видеть высокотехнологические машины с большим функционалом, и мировые производители трудятся над решением этих задач.

Из года в год техника становится более высокотехнологичной, функциональной, экономичной, комфортной. На рынке можно подобрать для себя любую технику, способную на любые задачи, разных марок и стран производства.

Вопрос только в цене. Но, к сожалению, в гонке за своим клиентом одни производители начинают пренебрегать важными показателями эффективности техники для уменьшения стоимости продукта (дешёвые комплектующие, заведомо «провальные» конструктивные решения и т. д.).

Другие же привлекают большое количество дилеров, которые, продавая их технику, используют множество инструментов и схем (в том числе обманные, «вводят в заблуждение»), чтобы только продать свой продукт.

Во всей этой массе золотой серединой наряду с флагманами импортной техники (производства Европы, Америки, Кореи, Японии) уже не последнее место занимают отечественные и китайские производители. Всё зависит от сегмента.

Бульдозеры и погрузчики из Поднебесной очень популярны в Сибири и Дальнем Востоке, достойные автогрейдеры выпускают отечественные производители, а такие машины, как асфальтоукладчики и машины для забивания стоек барьерных ограждений, пока никто лучше европейских заводов не выпускает.

Было время, когда сломанную спецтехнику пускали на металлолом, хотя её можно было восстановить, а теперь ремонтируют.

На это повлиял кризис, и, по моему мнению, он дал возможность задействовать человеческий ресурс соотечественников, взрастить и воспитать специалистов по ремонту, оборудовать ремонтные мастерские и развить сервисные услуги. Именно то, на что ранее меньше всего обращали внимание и выделяли финансовых ресурсов.

Когда у нас с кризисом появился термин «импортозамещение», меня наполнила надежда, что соотечественникам дали хорошую возможность увеличить свои продажи, и тем самым увеличить качество своего продукта, модернизировать цеха, обучить специалистов, достичь результатов способных поставить «мат» импортным конкурентам.

Я съездил на один из российских заводов, посмотрел цеха, как там работают, и понял то, что мы пока не готовы. Не готовы вообще. А «импортозамещение» — это просто термин. Это было три года назад. Сейчас стало, наверно, лучше (надеюсь)…

Пока мировые гиганты, производящие технику, борются между собой за клиента, китайцы просто копируют их технику и технологии, удешевляют и выпускают на рынок доступный продукт (порой дешевле раза в два импортного аналога).

Всё это сильно бьёт по мировым гигантам и по потребителям. Техника китайского производства имеет место быть и жить. Заводы семимильными шагами идут и достигают положительных результатов.

Сейчас они сильны, на мой взгляд, бульдозерами, погрузчиками, самосвалами, крановой техникой. В остальном — ещё предстоит учиться.

Нет у нас в мире однозначного лидера «производителя» в своём сегменте. Каждый по-своему уникален и имеет конкурентные преимущества. Весь вопрос, насколько эти преимущества приемлемы для клиент и его задач».

Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

аналитика рынок | строительная техника | экономика
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: