Хоть революционеры и намеревались «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар», но о пожарной безопасности позаботиться не забыли.
Уже 17 апреля 1918 года, то есть в самом начале существования молодого государства, Ленин подписал декрет «Об организации мер борьбы с огнём». Так что у пожарной охраны намечается большой праздник – вековой юбилей.
На событие это можно посмотреть с разных сторон, отметить его тоже можно по-разному. Но определённо будет уместно вспомнить о железных огнеборцах — спецтехнике, которая в разные годы помогала людям усмирять стихию.
Надо сказать, что это очень красивая страница истории пожарной службы: яркие красные машины с серебристыми или золотистыми атрибутами порой представляют собой настоящее произведение искусства. Ну или музейный экспонат.
Во всяком случае, именно в таком амплуа предстали автомобили на прошедшей в Москве «Олдтаймер-Галереи». На отдельной площадке выставочного центра «Сокольники» предстали пожарные машины разных лет и стран-производителей.
Предстали солидно: на красных коврах за золотистыми ограждениями, без суеты, без спешки, без сборов за десять секунд.
В «горячих точках» они своё уже отработали, и сегодня машины можно считать пенсионерами и ветеранами — некоторым из них уже хорошо за 80.
Наши друзья и партнёры — участники клуба «Авто-ретро» — посетили московскую выставку и поделились впечатлениями.
Начнём, что называется, с седой старины. Один из «почётных участников выставки» — автонасос — линейка на шасси АМО-Ф-15.
Конструкция эта – ещё дореволюционная. Конкретный экземпляр 1930 года выпуска. Машина эта известная, буквально, звезда и «лицо с обложки»: это фактически единственный сохранившийся экземпляр данной модели АМО, а тут ещё и пожарная линейка — невероятная коллекционная редкость.
До 1940-х годов автомобиль был на службе, а после стал музейным экспонатом московского Политеха — для сохранности. С тех пор он успел засветиться в «Моделисте-конструкторе», «За рулём» и других изданиях, так что перед нами — живая легенда на колёсах.
«Пожарка» на базе АМО-Ф-15 — первая серийная профильная машина в Союзе. А ещё её позиционируют как первый целиком наш автомобиль — без использования иностранного шасси.
Стартом здесь считается июль 1926 года: тогда в Ленинграде на заводе «Промет», входившем в объединение «Тремасс», изготовили автонасос на базе шасси АМО-Ф-15.
Из специфических элементов — коловратный насос производительностью 600 литров в минуту. Конечно же, в комплекте лестница — трёхколенная и лестница-штурмовка.
Заборные рукава — на крыльях и подножках, катушки подвешивались на машине. В деревянном «чреве» — различные необходимые принадлежности: багры, топоры, ломы, огнетушители и прочая профессиональная «утварь».
Кстати, двигатель, насос и часть запорной арматуры у этого экземпляра родные, что ещё больше добавляет машине ценности. Так что гости выставки буквально постояли у истоков советского автомобилестроения.
Машина отработала своё уже больше 70 лет назад: долгое время её эксплуатировали на Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева, после чего передали в Политехнический музей.
С тех пор машина «работает экспонатом». Последние несколько десятилетий её описание сопровождается комментарием «Реставрация не завершена».
Автомобиль, который просто невозможно не заметить и не отметить, — автонасос ПМЗ-1 на базе АМО-4.
Вот на чём, оказывается, тушили пожары наши деды. Вместо сирены у машины сигнальный колокол – звонкий и очень узнаваемый звук. Пожарный инструмент — в деревянных ящиках.
Внутри деревянной конструкции ещё и бочка, а насос для неё — механический. 360 литров набирает за 25 секунд. То есть для тушения пожара нужно было, чтобы рядом был водоём.
А ещё на кузове закреплены рукава для воды и лестницы. Ну и, конечно, боковые лавки для 12 пожарных. Помните старые фотографии, где огнеборцы едут снаружи автомобиля?
Здесь всё именно так. На пожар, наверное, ещё ничего, а вот обратно — мокрые, уставшие, на ветру… На этом фоне отсутствие в кабине печки и руль без гидроусилителя выглядят сущими мелочами: комфорт в спецтехнике — это удел следующей эпохи.
Но зато, это, считай, первая советская массовая пожарная машина. Нет, были они и раньше (упомянутый выше АМО-Ф-15), но ПМЗ-1 — первая продуманная советская профессиональная машина, которая к тому же выпускалась серийно и в больших количествах.
Первые ПМЗ-1 собирали на Миусском заводе пожарного оборудования на длиннобазной версии шасси АМО-3, названной АМО-4. После модернизации оно превратилось в шасси ЗИС-5.
А двигатель нижнеклапанный шестицилиндровый объёмом 4,88 л. и мощностью 60 л. с. с изменениями выпускали ещё 60 лет.
А ещё нельзя не сказать, что ПМЗ-1 характеризуется какой-то редкой прошловековой красотой.
И красный оттенок кузова, приятный глазу, и его сочетание с чёрными металлическими и золотистыми деревянными элементами, и даже запасное колесо на двери кабины, которому не нашлось места на надстройке, — всё это придаёт машине особый шарм.
А ещё — детали. В жёлто-красной эмблеме не сразу и распознаешь аббревиатуру СССР — авангард, да и только.
Уникальный экземпляр в своих мастерских восстановил реставратор Евгений Шаманский, и от проделанной работы красноярские гости остались в восторге.
По их словам, машина с завода не выглядела так хорошо, как сейчас — так блестит краска и лакированные поверхности деревянных деталей.
А вот пожарная автолестница на базе ЗИС-6 — это, так сказать, почти советская техника. Вот как раз лестница в её конструкции — элемент привозной, а шасси действительно наше.
Дело было так. В довоенные годы в Германии производили автолестницы, и советская пожарная охрана с такими машинами активно работала.
Комплект колен со всеми механизмами показал себя как надёжная и очень работоспособная система, а вот шасси немецкая жизнь к нашим дорогам не готовила.
В итоге сама лестница свой ресурс не вырабатывала, а машина под ней разваливалась.
Тогда советские специалисты пожарной охраны придумали переустанавливать лестницы на наше шасси. На такое «скрещивание» обычно уходило около месяца.
А потом была война, и место приобретённых лестниц заняли трофейные. Немецкие машины отхаживали своё, запчастей на них не было, а установка ещё могла походить.
Процесс монтажа лестниц на шасси ЗИС-6—трёхосную версию ЗИС-5 — у нас был поставлен буквально на поток — этим занимались разнообразные ремзаводы.
Таких машин в Союзе было предостаточно, а вот сегодня их уже почти не осталось. Представленная на выставке автолестница — один из последних сохранившихся экземпляров.
В далёком 1947 году специалисты технической службы московской пожарной охраны установили на доработанное и усиленное шасси ЗИС-6 металлическую лестницу MetzDL-26.
Продукт «технического творчества» отработал своё, после чего его восстановили специалисты техслужбы Управления пожарной охраны Мособлисполкома.
Работы завершились к 60-летию советской пожарной охраны, то есть в 1978 году. Долгое время автомобиль хранился на отдельном посту ПЧ-29 в подмосковной Балашихе. Ныне это экспонат «Военно-технического музея».
Дабы добавить немного реализма в эту идеальную картинку, скажем, что для этой машины реставрационные работы проводились с заметно меньшей тщательностью — о доскональном восстановлении речи не идет.
Странным образом на ретро-экспонате появились покрышки от современного «газика», которые откровенно не вписались в образ.
А, впрочем, не все машины красит реставрация. Некоторые экземпляры хороши своей облупившийся, зато родной краской, потрескавшимися, зато «теми самыми» сидениями.
Пожарный Dennis G-Type 1927 года выпуска дожил до наших дней в полностью оригинальном состоянии. Представьте: именно в таком виде он работал в Англии 1930-х годов.
Пожарные Dennis уважительно называют «пожарными Ролс-Ройсами», потому что это такой же символ Великобритании. В этом же ряду — двухэтажные автобусы.
Ничего не скажешь, надёжную технику делали англичане в начале века, если многие из автомобилей этой марки сохранились до сих пор.
Правда, история компании уже завершилась, уложившись в век: в 2008-м Dennis пал жертвой глобализации с её слияниями и поглощениями. Пожарные машины под этой маркой больше не выпускаются.
А вот музейные экспонаты остались. Прошли через десятилетия, чтобы показать нам, как всё начиналось.
Пожарная лестница на шасси Dennis G-Type–классическая пожарная машина так называемой «европейской компоновки», предназначенная для несения службы в городе.
«Опознать» её можно по открытому линеечному расположению пожарного расчёта, помещённой над ним лестнице, центробежному насосу, расположенному сзади, приёмным рукавам в подножках.
А ещё двигатель — очень изящный, но при этом монументальный — 5 литров, 120 «лошадей». Dennis устанавливал на свои двигатели вакуумный бензонасос, который работал от впускного коллектора, а на карбюратор — дроссельную заслонку.
А еще в машине настоящие кожаные приводные ремни – то есть, по сути, кожаные цепи: резину тогда найти было сложнее.
Этот динозавр — экспонат коллекции реставрационного центра «КАМЫШМАШ». Об истории этого автомобиля известно только, что его прежний владелец проживал в Хаслингфилде. А «КАМЫШМАШ» приобрёл его в 2010 году и планирует сохранить в текущем состоянии.
От аристократов — ближе к народу. Автоцистерна на шасси ЯГ-6, конечно, не такая стильная и изящная, как английская машина, однако здесь тоже есть, о чём рассказать.
Во-первых, этот автомобиль впервые принимает участие в «Олдтаймер-Галерее». А во-вторых, он тянет на звание самой большой и тяжёлой советской «пожарки».
Ярославская машина очень проста в своей конструкции. Англичане, пожалуй, даже сказали бы, что примитивна. Согласитесь, жителям Туманного Альбиона едва ли пришло бы в голову, что можно сварить раму из обрезков промышленного швеллера.
А ещё сколотить кабину из досок, покрасить её масляной краской с помощью кисточки, украсив всё это крыльями из гнутого листа железа. Прямозубые шестерни в редукторе заднего моста и коробке передач на заводе даже не шлифовали — отсюда характерный гул при работе машины.
По поводу тяжести — это не шутки. Промышленность, в том числе и автомобильная, в Союзе была материалоёмкой — металла не жалели. В итоге весил ЯГ-6 почти 5 тонн, столько же составляла его грузоподъёмность.
При этом двигатель всего мощностью всего 73 л. с., а скорость автомобиля — закономерно — около 40 км/ч.
Усилителя руля конструкция не предполагала, так что водители «пожарки», габариты которой уместно сравнивать с танком, имели сильные и накачанные руки. Но несмотря на всё это ЯГ славно потрудились на благо безопасности родины.
Нашего героя изготовили в мастерских Московской пожарной охраны. Машина имела огромную цистерну — 5000 литров, так что могла работать даже в районах, удалённых от водоёмов, привозя туда максимальное количество воды.
Автомобиль 1940 года выпуска прошёл войну, после чего его «отремонтировали», заменив родную кабину на цельнометаллическую от британского грузовика Austin, которые в начале войны к нам поставляли по ленд-лизу.
В таком виде машина ещё поработала в столице, а потом сюда пришли автоцистерны следующего поколения, а «ветерана» отправили в Подмосковье – трудится на благо развития сельского хозяйства.
А к 70-му дню рождения пожарной охраны автомобиль восстановили. Неоригинальная британская кабина отправилась в утиль, её место заняла конструкция с крышей «домиком» — прямо скажем, не слишком удачная.
Но это уже тонкости. Главное, народного героя не сдали в металлолом — сегодня он обосновался в экспозиции Государственного военно-технического музея в Балашихе.
«Олдтаймер-Галерея» проводится вот уже 15 лет, причём в этом году прошла 27-я по счёту. В последнее время мероприятие организуется раз в год, но в лучшие времена любители старины собирались в два раза чаще.
Продюсер выставки — коллекционер и реставратор Илья Соркин, известный в определённых кругах своей коллекцией домкратов.
Мероприятие позиционируется как выставка старинных автомобилей и технического антиквариата, хотя в этот раз ставку сделали именно на транспорт.
Цель выставки — собрать на одной площадке владельцев и ценителей уникальной техники, продавцов машин и запчастей и возможных покупателей.
Красноярские гости похвалили и экспозицию, и качество организации. Вся или почти вся техника на площадке — редкая и очень ценная: место на выставке стоит недёшево, так что формируется естественный ценовой ценз. Но, судя по тому, что участники возвращаются сюда снова и снова, это их не останавливает.
Отметили наши «рецензенты» и выбор площадки: парк «Сокольники» характеризуется транспортной доступностью, что обеспечивается выставке наполняемость, здесь большие и светлые павильоны, техника расставлена с умом — к каждому экспонату можно было подойти довольно близко, всё рассмотреть и сфотографировать.
Тематика выставки меняется каждый год. В этот раз красной нитью прошла тема векового юбилея Советской пожарной охраны. В павильоне были собраны машины из частных коллекций, экспонаты различных организаций.
Ярче всего были представлены 20–30-е годы прошлого века, хотя и без машин других эпох не обошлось. Помимо изделий советского автопрома, присутствовали и немецкие, английские и американские машины.
АМО — это сокращение от «Автомобильный московский завод акционерного общества Кузнецов, Рябушинские и К˚». Основан он был ещё до революции – в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности.
Понятное дело, не успели: после переворота всё имущество «АМО» национализировали. Какое-то время предприятие пребывало в общей для страны разрухе, а после гражданской войны молодая власть взялась-таки за автомобильную промышленность. Через несколько лет завод стал основой ЗИС, который позже превратился в ЗИЛ.
Шасси ЯГ обычно использовали для спецтехники. Помимо пожарных цистерн были ещё самосвалы, автокраны, цементовозы и многое другое. В историю вошли поливомоечные машины ЯГ-6.
17 июля 1944 года они смыли грязь с московского асфальта после прохода пленных немцев — они ехали прямо за колонной. Вроде как очистили советскую столицу от позора воинов Вермахта. Снимки этого события вошли во многие альбомы о Великой Отечественной Войне.
Подготовила Анна Кучумова.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: