Система «ЭРА-ГЛОНАСС»
Фото: 2018god.net

Наступает «ЭРА-ГЛОНАСС»

Многих владельцев автопарков последний год пугают сообщениями о необходимости установки на транспортные средства системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Мол, это обязательное требование с 1 января 2018 года.

Разберёмся, так ли это на самом деле, нужно ли оборудовать ей уже имеющиеся грузовики и автобусы, и какая техника вообще не попадает под действие закона.

Шум вокруг российского аналога общеевропейской системы eCall не утихает уже несколько лет. Вопросы о необходимости установки возникают у владельцев транспортных средств с очередными новостями о законодательных изменениях, связанных с «ЭРА-ГЛОНАСС».

С января прошлого года производители начали массово устанавливать эти устройства экстренного реагирования.

«Компания Iveco стала первой компанией, поддержавшей инициативу российского правительства по внедрению бесплатной государственной системы экстренного реагирования при авариях.

Сертифицированное устройство, позволяющее водителю связаться с операторами системы «ЭРА-ГЛОНАСС», получил лёгкий коммерческий автомобиль Daily.

Вручение сертификата состоялось более чем 2 года назад — 1 октября 2015 года в рамках V Международного конгресса «ЭРА-ГЛОНАСС», посвящённого современным технологиям для обеспечения безопасности и комфорта на дорогах», — напоминает директор по маркетингу ООО «Ивеко Руссия» Алексей Слухай.

«Мы полностью готовы, применяемое нами устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) имеет необходимые сертификаты, введено в конструкторскую документацию, по нему проведена подготовка производства, имеется соглашение с АО «ГЛОНАСС» об информационном взаимодействии.

УВЭОС уже устанавливается на некоторые модели автомобилей КАМАЗ и может быть установлено по требованию заказчика», — подчёркивает руководитель службы по сертификации и научно-технической документации Научно-технического центр ПАО «КАМАЗ» Сергей Нефедьев.

Фото: cdn.ford-dws.ru

«Исузу Рус» опционально устанавливает устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» на новую технику с начала 2017 года, гарантируя качество монтажа и подключения оборудования.

Мы действуем в рамках законодательства, выполняя все его требования», — подтверждает директор по производству «Исузу Рус» в Ульяновске Павел Головин.

Кому это нужно?

И хотя так просится в продолжение строчка «никому не нужно» из забавной песенки, в данной ситуации она неприемлема. С 1 января 2018 года система «ЭРА-ГЛОНАСС» при ДТП автоматически передаёт данные в автоматизированную информационную систему ОСАГО.

Это сделано для упрощения оформления документов о ДТП по европротоколу, которым предусматривается страховое возмещение в пределах страховой суммы 400 000 рублей.

Теперь при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, зафиксированных с помощью технических средств контроля, владельцу транспорта не нужно собирать документы.

«Это, в частности, позволит автомобилистам чаще оформлять небольшие ДТП без вызова ГИБДД и получать выплаты, не опасаясь отказов со стороны страховых компаний», — говорит Павел Головин.

Но не стоит бежать устанавливать систему. Во-первых, речь идёт только о тех машинах, которые выпущены в России или ввезены к нам после 1 января 2017 года (а они уже оснащены УВЭОС). Во-вторых, эксперимент с передачей данных страховым компаниям действует пока только в Московской и Ленинградской областях.

А вот владельцам старых автобусов в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Волгограде, Калининграде, Саранске, Самаре, Сочи, Казани и в обеих столицах стоит напрячься.

«Существует ряд дополнений в нормативно-правовую базу в связи с предстоящим проведением ЧМ-2018.

Оснащение системой «ЭРА-ГЛОНАСС» обязательно для всех автобусов, включая уже зарегистрированные на территории Российской Федерации и иных стран Таможенного союза, которые участвуют в перевозке пассажиров на территории городов-участников мероприятий ЧМ-2018», — предостерегает технический директор ООО «Сервисный центр Транстелематика» Олег Беляев.

Вообще, закон уже несколько лет требует обязательное оснащение системой отслеживания и экстренного реагирования машин, занятых в перевозке опасных грузов, детей, бытовых отходов и некоторых других видов транспортировок.

Всем остальным можно особо не суетиться. Разве что хочется для собственного спокойствия озаботиться безопасностью. Мало ли где нужно будет вызвать МЧС, а телефон сломан/разряжен/потерялся?

Модуль системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
Фото: eraglonass.ru

Полным полна моя «приборочка»

К концу 2017 года правительство разрешило оператору «ЭРА-ГЛОНАСС» внедрять в систему коммерческие услуги.

То есть, за дополнительную плату функционал «кнопки спасения» дополнят вызовом аварийных комиссаров, техпомощи. В планах — увеличение оказываемых услуг. Вплоть до конкуренции с предоставляемыми самими производителями техники услуг телематики.

«Базовый функционал «ЭРА-ГЛОНАСС» — спасение жизней. Не берусь утверждать, что в краткосрочной перспективе это оборудование сможет превысить функционал продвинутых систем управления парком от автопроизводителей или грандов этого рынка.

Но однозначно можно утверждать, что коммерческая часть проекта сможет выполнить трекинг транспорта; обеспечить «лёгкий» флит-менеджмент, доступный непрофессиональному диспетчеру; обеспечить развитие развлекательной составляющей в частности и connected vehicle в целом», — заявляет начальник отдела сертификации ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» Николай Лебедев.

По сути, и для «ЭРА-ГЛОНАСС» и для решений от автопроизводителей используют сети сотовых операторов. То есть, передача данных о движении и состоянии техники, а также голосовые вызовы технически реализованы по одному принципу.

Осталось только оснастить устройства «тревожной кнопки» связью с теми же датчиками и бортовым компьютером машины.

«В текущей конфигурации оборудование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и системы телеметрии функционируют независимо друг от друга — каналы передачи данных о навигационной и телеметрической информации имеют разных адресатов (экстренные службы и компания, эксплуатирующая транспортное средство).

Сбор телеметрических данных также производится раздельно — состав данных разный. Помимо местоположения транспортного средства и спецтехники эксплуатационную организацию интересует контроль корректности работы навесных механизмов, показания датчиков расхода топлива, показания электронного одометра и др.

Для системы «ЭРА-ГЛОНАСС» основными данными является состояние датчиков контроля целостности автомобиля (датчики удара, акселерометры и т. д.), события с которых считаются сигналом тревоги и незамедлительно отправляются в службы экстренного реагирования», — разъясняет Олег Беляев.

Естественно, что разработчики систем телеметрии явно не будут в восторге от появления конкурента. Поэтому в ближайшем будущем пересекаться эти решения не будут. Зато облегчит жизнь водителям, которым сейчас необходимо работать сразу с несколькими устройствами в кабине.

«Вопрос создания единого устройства, которое бы объединяло в себе функционал тахографа, бортового навигатора, модуля систем «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС», а также позволяло бы реализовывать дополнительные коммерческие услуги операторов, сегодня стоит особенно остро.

Не секрет, что количество локальных устройств в кабине тяжёлого грузовика избыточно и их нужно объединять в единый модуль. По этому поводу Минтранс уже получил поручение президента РФ Владимира Путина. Надо полагать, что единое устройство появится в самое ближайшее время», — считает Павел Головин.

«Не думаю, что процесс замены тахографа оборудованием «ЭРА-ГЛОНАСС» будет быстрым. Экономическую и прикладную целесообразность покажет время. В любом случае потребуется солидная законодательная база, гармонизированная на межгосударственном уровне», — не согласен Николай Лебедев.

Цена вопроса установки «ЭРА-ГЛОНАСС»

Кроме того, устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС» потребуется и тем, кто решил приобрести подержанную технику в другой стране. Например, побегавший по Китаю автобус или грузовик.

«При этом нет запрета на ввоз на территорию РФ грузовых транспортных средств без установленной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Запрещена именно эксплуатация автомобилей без тревожной кнопки. Наличие данной системы — обязательное условие для использования техники в нашей стране», — уточняет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков.

«Без установки устройства невозможно получить такой разрешительный документ, как СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Данный документ обязательно будет затребован при прохождении таможни для возможности ввоза транспортного средства на территорию РФ и подтверждает, что оно исправно и безопасно для дальнейшей эксплуатации, а также необходим для постановки на учёт в ГИБДД.

Сам номер устройства вызова экстренных служб обязательно должен указываться в пункте «Особые отметки» при оформлении паспорта технического средства (ПТС)», — утверждает специалист по маркетингу ООО «ГлобалСертСервис» Вера Якимова.

Лаборатории не называют точных цен на оформление СБКТС, уклончиво говоря: «От 14 000 рублей». А вот насколько это «от» может увеличиться по факту — неизвестно. В Москве компания, именующая себя «Таможенный брокер России», готова выдать документ на китайские грузовики за 130 000 рублей.

«Легковушки» обходятся дешевле — 60 000 рублей, причём вместе с установкой «ЭРА-ГЛОНАСС». В Приморье легковые автомобили из Японии таможенные брокеры оформляют СБКТС вместе с установкой «кнопки» за 35-40 тысяч рублей.

«Дооснастить автомобиль можно только устройством, независимо от того, грузовик перед нами или легковая машина.
В том случае, если владелец дооборудует устройством транспортное средство, прошедшее сертификационные испытания с УВЭОС, установка должна производиться в строгом соответствии с инструкциями изготовителя по установке оборудования.

Это связано с тем, что действуют очень жёсткие требования по качеству звучания (пострадавшие находятся в состоянии стресса; возможно, сильно травмированы и их разговор с диспетчером должен происходить в тишине (радио выключится), с минимальными искажениями и при максимальном качестве связи — сил на второй звонок может уже не остаться).

Для несертифицированных транспортных средств изготовители устройств предлагают наилучшую схему размещения компонентов (кнопка, микрофон, динамик), полученную расчётным методом. Так что потребители сертифицированного решения находятся в заведомо лучшем положении», — объясняет Николай Лебедев.

Немного статистики

На момент подготовки этого материала в России сертифицировано оборудование 23 производителей. Оно установлено более чем на 1 000 000 единиц техники (включая легковые авто). По состоянию на конец ноября 2017 года операторы обработали свыше 5 000 экстренных вызовов через устройства вызова экстренных оперативных служб.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Начальник отдела сертификации ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» Николай Лебедев
Начальник отдела сертификации ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» Николай Лебедев

«Компания IVECO — пионер в реализации данного проекта. Так, из рук г-на Рогозина 1 октября 2015 был вручён первый в мире сертификат на коммерческий автомобиль с «ЭРА-ГЛОНАСС». Сертификат имеет номер 002, т. к. 001 достался «Лада Веста».

В настоящее время, насколько мне известно, все представленные в России производители готовы к установке УВЭОС. Некоторые уже включили её в базовую комплектацию предназначенных для России машин.

Вопрос безопасности продукции очень важен для IVECO, и мы полностью солидарны с политикой Российской Федерации, которая первой в мире внедрила систему экстренного вызова на законодательном уровне. Совсем недавно было принято правило ЕЭК ООН, посвящённое системам экстренного вызова — Россия явилась локомотивом этого процесса.

Уверен, АО «Глонасс» уже накопило статистику, убедительно доказывающую эффективность идеи на конкретных примерах спасения не только пострадавших в ДТП, но и попавших в беду людей, которые не попали в аварию, но им вызвали помощь из автомобилей с «тревожной кнопкой».

Если у вас есть выбор, вызывать помощь по телефону или с помощью «тревожной кнопки», выбирайте последнее: есть основания предполагать, что «ЭРА» дозванивается быстрее, плюс оператор сразу видит ваше местоположение».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков
Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков

«Многие крупные отечественные и зарубежные производители коммерческого транспорта уже активно внедряют данную систему в свои новые автомобили, и наша компания в этом убедилась, взяв в тестовую эксплуатацию грузовой автомобиль известной марки.

Мы полностью поддерживаем идею внедрения этой системы: с учётом расстояний и плотности населённых пунктов нашей страны она позволяет оперативно получать информацию о чрезвычайных ситуациях на дорогах, снижать коммерческие риски и, самое главное, может помочь спасти жизни людей, своевременно оповестив экстренные службы о том, что требуется помощь пострадавшим.

Новые автомобили должны передаваться покупателю уже с установленной системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Оплачивать установку на бывшие в употреблении транспортные средства, не оборудованные этой системой, будут текущие собственники».

Директор по производству «Исузу Рус» в Ульяновске Павел Головин
Директор по производству «Исузу Рус» в Ульяновске Павел Головин

«На сегодняшний день оборудование телеметрии и «ЭРА-ГЛОНАСС» работают отдельно, но постепенно функционал будет интегрироваться в рамках общей системы. Надо полагать, что процесс объединения займёт несколько лет, поскольку сейчас для этого пока ещё недостаточно мощностей.

В частности, поскольку сейчас для этого пока ещё недостаточно мощностей. В частности, системы GPS почти вдвое больше. Как бы то ни было, ядро системы создано, а развитие функционала — это техническая задача с понятными условиями и прогнозируемыми сроками.

Мы полагаем, что в течение ближайших 3-5 лет все локальные сервисы будут полностью интегрированы в единую структуру».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ГЛОНАСС | мониторинг | система контроля | транспорт
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: