Есть ли на рынке место отечественной гидравлике?

Прошедшая выставка «Строительная техника и технологии – 2017» собрала под крышей «Крокус Экспо» производителей не только спецтехники, но и всевозможных комплектующих. Особенно активно конкурировали между собой изготовители и импортёры гидравлики, коих было очень много — из разных стран. Итальянские, турецкие, германские и китайские заводы привезли свои компоненты и разложили их на небольших стендах. Российские производители отличались масштабами: их экспозиции занимали большие площади, да и украшены были богато. И это при том, что 80% опрошенных нами вендоров строительной и коммерческой техники применяют иностранную гидравлику.

Частично заместили

«Отечественные предприятия, в основном, производят гидравлику по типу украинской «Гидросилы». Ни разу не видел российскую гидравлику, сделанную под европейские стандарты. Разве что «ПневмоСтройМашина», с которыми мы конкурируем, но у них свои стандарты. Рынок сейчас переполнен предложениями от производителей из многих стран, но отличительной особенностью Jihostroj является способность предложить адаптированную гидравлику под российскую технику», — объясняет заместитель директора по маркетингу концерна «Югострой» Денис Хлупин.

Основной причиной минимального присутствия в машинах отечественных гидравлических систем является стереотип об их несовершенстве. Даже в военной технике пока можно встретить отдельные компоненты, выпущенные российскими предприятиями. А доминирует иностранная гидравлика.

«Фильтры Parker Hannifin используют КАМАЗ, Санкт-Петербургский завод опытных машин, Горьковский завод и в оборонном комплексе. В России у нас нет конкурентов, так как если отечественные заводы начнут делать качественно, то это будет дорого. А российскую продукцию по ценам европейской никто не будет покупать», — утверждает руководитель направления Parker ООО «Доринг» Евгений Ручкин.

Ещё лет пять назад российские военные активно применяли продукты украинской «Гидросилы», но после всем известных событий заводу пришлось искать новых потребителей в гражданском секторе.

«В Европе рынок гидравлики развивался не так, как в Советском Союзе, где всё было стандартизировано. Конечно, мы от немецких или итальянских производителей отстали, где-то нам не хватает знаний, где-то опыта. Но мы видим цель и можем учитывать чужие ошибки. И, скажу вам, не по всем продуктам мы хуже. К примеру, шестерённые насосы наши становятся всё более востребованными среди производителей техники. Если раньше они ставили европейские, то, попробовав наши, работают с нами уже не один не год. Да, у любого продукта есть «детские болезни», это неизбежно», — констатирует руководитель группы продуктовых маркетологов ГК «Гидросила» Василий Куницын.

Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что объявленный курс на импортозамещение работает только на бумаге. Точнее, частично процесс запущен. Например, в России хорошо освоили выпуск гидроцилиндров. Это самые простые комплектующие для гидроприводов.

«Они разнятся по степени технологичности, капиталоёмкости и ресурсоёмкости. И тот же самый Челябинский тракторный и ряд других заводов изготавливают гидроцилиндры сами. Для крупного предприятия это не проблема. А вот клапаны хорошие уже не сделают. Допуски на золотниках, к примеру, в швейцарских продуктах достигают 2-3 микрон. Чтобы в России такое создать, нужно освоить технологию, привлечь инвесторов. Сейчас мы можем импортозаместить простые вещи, а для высокотехнологичных продуктов не хватает материаловедения, научной и технической баз. Весь мир живёт в кооперации, покупают всё самое лучшее, а импортозамещение — это пусть Северной Кореи или СССР», — считает технический директор ООО «ППП «ГидроСтанок» Владимир Пономарёв.

«Большой ассортимент нашей продукции не уступает импортным аналогам. Это гидроцилиндры для строительной техники, клапанная аппаратура, фильтры в сборе. Потребитель сейчас всё больше внимания обращает на российскую гидравлику. Так как играет роль стоимость, сложность доставки, санкции», — не согласен с коллегами маркетолог ЗАО «Строймашсервис» Николай Таранков.

Хотя и он признаёт, что в производстве российского гидрооборудования зачастую применяют иностранные комплектующие. так что, вроде бы продукция сделана в России, но назвать её полностью отечественной можно лишь номинально.

Кто во что горазд

Итак, в России есть производители качественной гидравлики. Производства развивают, изучают европейские аналоги. Собственно, так повелось ещё со времён существования Советского Союза. тогда даже аксиально-поршневую гидравлику выпускали по лицензии Mannesmann AG. Нет, конечно, были талантливые инженеры-конструкторы, разрабатывающие интересные и уникальные проекты. Но в основе большей части отечественного машиностроения лежали зарубежные разработки. Рынок гидравлики до сих пор не занят, есть свободные ниши. Ведь технику в России покупают разных сегментов — от премиального до ультрабюджетного. И для каждого можно производить свои компоненты. За исключением, пожалуй, китайских машин.

«Запасные части на огромное количество машин из Поднебесной невзаимозаменяемые. Получается, рынок на одну машину достаточно узкий, и осваивать производство гидроцилиндра или клапана, если в России 5-10 машин, просто нерентабельно. Они получатся очень дорогостоящими и не будут пользоваться спросом. Для техники брендов, у которых много единиц эксплуатируется в нашей стране, таких как Hitachi, Komatsu и т. д., мы готовы производить гидроцилиндры, клапанную аппаратуру. Но это производство достаточно сложное, поэтому надо понимать рынок, стоимость. Потихоньку мы осваиваем импортозамещение клапанов, фильтров», — говорит Николай Таранков.

Однако не всем нужно высококачественное оборудование. Речь идёт, конечно, не о производителях техники, а о конечных потребителях. Они готовы экономить и покупать дешёвые гидросистемы, не всегда осознавая последствия. Известны случаи, когда турецкие бизнесмены, переквалифицировавшись из фермерского хозяйства, начинали изготавливать гидравлические системы. Но проработав пару-тройку лет, меняли планы и бросали производство. В итоге, «родных» компонентов к этой гидравлике потребителю найти не удавалось. А итальянские и немецкие компании планируют деятельность на десятилетия вперёд, что исключает риск возникновения подобных ситуаций. У них же — глубоко проработанная документация к продукции. Болгарские и турецкие производители вкладывают меньше средств в проработку документации, в испытания систем в определённых ситуациях, и за счёт этого предлагают более дешёвые компоненты.

«В гидромоторах коммунальной техники в условиях нещадной эксплуатации с загрязнёнными маслами зачастую заклинивает щётки. Можно поставить Eaton или Parker стоимостью 1000 евро, а можно поставить китайские гидромотор стоимостью 200-300 долларов. Ни один из них в российских условиях не проработает несколько лет без ремонта. И клиент выбирает замену китайского через каждые 3 месяца, нежели замену европейского раз в полгода. А допустим в изделиях для буровых установок нужен клапан во взрывозащищённом исполнении, чтобы при выбросе газа или нефти не произошло возгорания. Понятно, что он должен работать очень долго, как минимум, цикл строительства скважины. Простой приведёт к десяткам тысяч долларов убытков, и покупать туда дешёвый клапан за 200 евро нецелесообразно. Поэтому клиенты готовы покупать клапан за 3000 евро, зная, что тот отработает весь период эксплуатации», — рассуждает Владимир Пономарёв.

Эксперты говорят, что по уровню качества китайская гидравлика уже сравнялась с продукцией из Болгарии или Турции. Правда, нет чёткой системы отслеживания качества материалов, из которых изготавливают компоненты. В основном это касается используемого металла. Возможно, поэтому российские производители не рискуют применять гидросистемы из Поднебесной. И новые для России игроки из Европы это чувствуют и активно пытаются занять своё место на рынке.

«Мы приехали, чтобы понять, нуждается ли местный рынок в гидравлических цилиндрах и уплотнениях. И пока видим, что эта продукция будет востребована. Гости нашего стенда говорят, что покупают в Европе и в Китае. Поэтому мы готовы развивать здесь дилерскую сеть», — говорит торговый представитель CAYAK Lastik ve Plastik Sanayi ve Ticaret A.Ş. HÜLYA ALAÇAM.

Другие производители, уже успевшие закрепиться на российском рынке, делают попытки заместить широко применяемую у нас продукцию. Например, специалисты Jihostroj a.s. на выставке представили конкурентов насосов «Гидросилы».

«По просьбе наших потребителей мы модернизировали наши аналоги НШ-50 и НШ-32, выпустив модели в чугунном корпусе. Именно эти изделия проходят процесс локализации в РФ. Присутствуют и серийные гидронасосы, которые будут локализованы в РФ для КамАЗа и «Россельмаша». В России мы также поставляем продукцию для RM-Terex, Четры, в Беларуси — для БелАЗа и многим другим машиностроительным заводам», — говорит Денис Хлупин.

К слову, чешская компания сейчас локализует производство в республике татарстан, что ещё удешевит гидравлику для конечного потребителя и позволит занять весомую долю в России. Так как номинально это уже будет продукция отечественного производства и никакие санкции не помешают нашим военным применять её на той же бронетехнике.

Текст: Артём Щетников, фото: Ксения Даниленко

cayak | Eaton | Jihostroj | Parker | гидравлика | гидросила | международная выставка | Обзор выставки | Строймашсервис | СТТ / Bauma
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: