Умные технологии сделают эффективной работу коммунальных служб

С каждым годом высокие технологии занимают всё более прочное место в нашей жизни. Уже практически не найти сфер, где ещё не применяют передовые решения. Даже в ЖКХ находится место разработкам, призванным сделать более качественной привычную работы и избавиться от лишних расходов. Рассмотрим некоторые из них на примере технологий для управления коммунальной техникой.

Повседневная жизнь каждого из нас в той или иной степени зависит от работы жилищно-коммунальных служб. Мы привыкли не обращать на них внимание, когда всё хорошо, и негодовать, если сталкиваемся с упущениями. Между тем, ЖКХ – это крайне сложный организм с множеством завязанных друг на друге процессов, где любая накладка может привести к негативным последствиям. Так, передвижная рабочая техника коммунальных служб не ограничивается трактором и мусоровозом. Здесь десятки типов дорогостоящих машин и дополнительного оборудования. Комбинированные дорожные машины, пескоразбрасывающие, поливомоечные и снегоуборочные машины, снегопогрузчики, машины с навесным оборудованием и т. д. Вся эта техника требует безупречного централизованного управления, постоянного контроля и высоких расходов на топливо, ремонты и зарплату сотрудникам. Как сделать так, чтобы техника работала хорошо, только по назначению и без поломок, чтобы расход топлива не превышал заданные нормы, а персонал соблюдал дисциплину и получал деньги за добросовестный труд? Единственное, что может решить такие задачи – это применений технологий транспортной телематики для удалённого контроля за техникой.

На рынке существует немало базовых решений для онлайн-мониторинга работы транспорта и спецтехники. Но просто отслеживание местонахождения машин не позволит улучшить работу ЖКХ. Для этого необходим контроль механизмов и расхода топлива, анализ реальной загруженности и присутствия на объектах, возможность оценки различных параметров в зависимость от типа машин, возможность оперативно реагировать на любой инцидент. Поэтому требуется использовать специализированные телематические решения. В качестве примера возьмём разработки, реализованные в рамках российской системы СКАУТ (спутниковый контроль, аналитика и управление транспортом).

В системе есть решение «Контроль уборки улиц». Для того, чтобы его внедрить в автопарке, потребуется оснастить машины модулями ГЛОНАСС/GPS-мониторинга, датчиками уровня топлива и датчиками активной работы. Информация, собираемые этими устройствами, передается на сервер и обрабатывается в программе «СКАУТ-Платформа». В ней можно не просто следить за техникой, а анализировать работу каждой единицы с помощью детальных отчетов.

Например, в базовом отчёте по ЖКХ-технике представлены данные по работе машин в разрешенных местах и вне зоны запланированного маршрута.

Базовый отчёт по ЖКХ-технике системы СКАУТ

Базовый отчёт по ЖКХ-технике системы СКАУТ

В групповом отчёте «Моточасы и топливо» подаётся информация о ключевых показателях работы каждой единицы техники, сводная статистика по нескольким машинам и нормы топлива для всех режимов работы двигателя. В отчёте указано сравнение «норма-факт», показаны данные о пробеге, типе и нормах расхода топлива.

Групповой отчёт «Моточасы и топливо» системы СКАУТ

Групповой отчёт «Моточасы и топливо» системы СКАУТ

С помощью другого отчёта «Заправки и сливы топлива» можно провести более детальный анализ работы, если при просмотре группового отчёта обнаружились «сливы» или не сходятся количество и объёмы заправок по машине.

Отчёт «Заправки и сливы топлива» системы СКАУТ

Отчёт «Заправки и сливы топлива» системы СКАУТ

А вот индивидуальный отчёт «Моточасы и топливо» позволяет отслеживать работу каждой единицы уборочной техники и контролировать водителей-операторов. Здесь можно просматривать детализированные данные по работе техники, узнавать, какое время было отработано по факту, определять факт прогревания двигателя, следить за тем, какое расстояние было посыпано песком или убрано, отслеживать непроизводственные простои, заправки и сливы, контролировать расход топлива.

Отчёт «Моточасы и топливо» системы СКАУТ

Отчёт «Моточасы и топливо» системы СКАУТ

Для оперативного реагирования на внештатные ситуации предусмотрено моментальное уведомление о работе коммунальной техники вне разрешённых зон. В качестве уведомления на почту приходит письмо с данными по объекту, указанием его точного местоположения и отметкой на карте.

Уведомление о работе коммунальной техники вне разрешённых зон

Уведомление о работе коммунальной техники вне разрешённых зон

Еще одним решением для ЖКХ в составе системы СКАУТ является «Контроль мусоровозов». Для организаций, владеющих такими машинами, всегда актуален вопрос сбора данных по объёму забираемого мусора и километражу до местной свалки, на основе которых производится расчёт стоимости оказываемых услуг.

Принцип работы решения так же заключается в установке на машины оборудования для спутникового контроля, включая датчики положения механизма для фиксации загрузки и разгрузки. Собираемая информация доступна в программе «СКАУТ-Платформа». Здесь заранее создаются специальные геозоны, в пределах которых мусоровозу разрешено загружать и разгружать мусор. В программе фиксируются все загрузки и разгрузки. Если они происходят в запрещённых местах, то данные сразу показываются в отчётах, а ответственное лицо получает уведомление на электронную почту. Как и в случае с решение «Контроль уборки улиц», в письме указываются номер транспорта и место на карте.

Уведомление о разгрузке мусора в запрещённых местах

Уведомление о разгрузке мусора в запрещённых местах

Подробную картину работы даст «Отчёт по датчикам». Он поможет диспетчеру и руководителю отследить работу транспорта и зафиксировать «левые» рейсы. Здесь представлены: общее количество загрузок и разгрузок, работа мусоровозов в разрешённых и неразрешённых геозонах, подробный список всех загрузок/разгрузок с указанием точного времени и адреса, с указанием геозоны. Факты загрузок и разгрузок, зафиксированные в неразрешённых местах, выносятся в нижнюю часть таблицы и подкрашиваются красным цветом.

Отчёт по датчикам системы СКАУТ

Отчёт по датчикам системы СКАУТ

Благодаря решению «Контроль мусоровозов» предприятия получают эффективный инструмент по контролю маршрутов сбора мусора, фактическим точкам загрузки/разгрузки и выявлению недобросовестных водителей. Ещё более актуальным это решение становится в связи с тем, что вскоре требование оснащать мусоровозы ГЛОНАСС будет закреплено на законодательном уровне. Но даже без государственных инициатив те предприятия, которые стремятся вывести свою работу на качественно иной уровень, уже активно внедряют данные разработки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: