Рынок грузовиков в России: тренды первого квартала 2017 года

Сегмент новых грузовых машин

В первом квартале 2017 года аналитики зафиксировали восстановление рынка грузовиков в России. Сегмент новых машин продемонстрировал устойчивую тенденцию к росту. Исследование грузового рынка страны, проведённое экспертами «Автостат Инфо», показывает, что за январь-март объём продаж грузовой техники увеличился на 33,8% к аналогичному периоду прошлого года. В абсолютном выражении показатели реализации выросли соответственно с 9 840 до 13 166 единиц техники.

Примечательно, что в течение всего первого квартала продажи грузовиков непрерывно росли. Так, с января по февраль продажи выросли с 3 496 до 4 223 единиц, а в марте достигли 5 447 машин. По квартальным итогам грузового рынка России видно, что сегмент иномарок продолжает крепнуть. За этот период продажи грузовых машин иностранных марок выросли в годовом выражении на 90,4%, с 2 584 до 4 921 машин (доля иномарок достигла 37,4%). Продажи отечественных грузовиков также вышли в плюсовую зону, однако рост этого сегмента в первом квартале составил только 13,6%. В абсолютном выражении рынок российских грузовиков увеличился относительно прошлого года с 7 256 до 8 245 единиц.

Высокие продажи на грузовом рынке РФ за первый квартал 2017 года во многом обеспечила высокая динамика рынка в марте. Из данных исследования «Автостат Инфо» известно, что в марте 2017 года на российском рынке было продано 5 447 грузовиков, что на 44,1% больше результата продаж за аналогичный период прошлого года (3 780 единиц). Мартовский рост обеспечил сегмент иномарок, который увеличился в годовом выражении на 154,1%, с 907 до 2 305 грузовых авто, рыночная доля иномарок в марте выросла с прошлого года с 24% до 42,3%. Отечественные грузовики заняли в марте долю в 57,7% (годом ранее 76%), при этом рост продаж такой техники составил 9,4%, а в количественном выражении — с 2 873 до 3 142 единиц.

Число регистраций новых грузовиков март 2017 - апрель 2016

Число регистраций новых грузовиков март 2017 — апрель 2016

Продажи в регионах

Региональная динамика рынка новых грузовых автомобилей демонстрирует положительный тренд. Во всех регионах, кроме Дальнего Востока, объём грузового рынка заметно вырос в марте. В Центральном регионе в марте было продано на 71,5% больше грузовиков, чем годом ранее (с 1 004 до 1 722 машин), а за первый квартал грузовой рынок увеличился здесь на 68,2%, с 2 420 до 4 071 единицы техники. В Приволжском ФО объём грузового рынка в марте вырос на 20,6% (до 967 грузовиков), а продажи по итогам первого квартала увеличились на 18,3% (до 2 456 штук). На Урале по итогам марта продажи грузовиков выросли на 63,5% и составили 919 ед., всего в I квартале здесь было продано 2 308 единиц техники (+49,3%). Дальний Восток ушёл «в минус». В марте здесь было продано 227 грузовиков, на 15,6% меньше, чем годом ранее, а за январь-март — 573 машин (-22,1%).

Кто в лидерах?

ТОП-10 грузового рынка в марте по-прежнему возглавляет «КАМАЗ». Отечественный производитель продал в отчётный месяц 1 906 единиц техники, на 6,1% больше, чем за март 2016 года. На втором месте в мартовском рейтинге находится «ГАЗ» — 699 машин (+5,6%), а на третьем — Mercedes-Benz, продажи которого выросли на 730,4%, с 46 до 382 единиц. В ТОП-5 по итогам марта вошли также Scania и Volvo — 379 (+180,7%) и 368 грузовиков (+318,2%).

Далее места в рейтинге распределились так: на 6-м месте находится DAF (269 единиц, +827,6%), на 7-м — «УРАЛ» (254 штук, +19,8%), восьмую строчку занимает «МАЗ» (252 машины, +49,1%), а на девятое и десятое места вышли соответственно MAN и Isuzu — 250 и 237 единиц (+40,4% и +102,6%).

Лидирующая «десятка» по итогам первого квартала выглядит схоже. Первое место остаётся за «КАМАЗом» — 5 188 проданных грузовиков (+16,4%), на втором месте находится «ГАЗ» с результатом 1 724 проданных единиц техники (+5,1%), а замыкает ТОП-3 Scania, которая реализовала 797 грузовиков за первый квартал, улучшив
свой годовой показатель на 146,7%.

К ТОП-5 среди автопроизводителей за январь-март отнесём также Volvo и Mercedes-Benz, которые продали в России 791 и 681 грузовиков, (+254,7% и +333,8% соотетственно). Следующие пять мест в квартальном рейтинге заняли «МАЗ» (644 единицы, +30,6%), «УРАЛ» (610 штук, +10,7%), MAN (586 машин, +14,2%), Isuzu (586 единиц, +69,4%), DAF (477 штук, +601,5%).

ТОП-30 моделей новых грузовиков по продажам

ТОП-30 моделей новых грузовиков по продажам апрель 2016 — март 2017

Рынок грузовых машин с пробегом

В противоположность рынку новых грузовиков сегмент грузовых машин с пробегом продолжил в марте 2017 года своё падение и сократился по итогам первого квартала на 18,7%. По данным «Автостат Инфо», в количественном выражении продажи в марте снизились соответственно с 33 623 до 29 018 единиц техники, а за январь-март сократились с 84 352 до 68 596 машин. В большей степени «просел» сегмент российских марок. Так в марте было продано 16 155 б/у грузовиков отечественных брендов, что на 18,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (доля сократились до 55,7%), а за январь-март — 38 006 таких машин (-24%). При этом по итогам первого квартала доля отечественных грузовиков на вторичном рынке уменьшилась с 59,3% до 55,4%. Снизились и продажи грузовиков-иномарок с пробегом. В марте было реализовано 12 863 единицы техники, на 6,4% меньше, чем в прошлом году, а за первые три месяца — 30 590 машин (-11%).

Продажи в регионах

Общая динамика спада продаж подержанных грузовиков ярко проявилась в тенденциях на региональных рынках. Все регионы ушли в минус, при этом в наибольшей степени объёмы реализации б/у грузовых машин снизились в Центральном ФО (-19,1% за март, до 7057 единиц техники) и в Приволжском ФО (-17,2%, до 4 841 шт.). Примечательно, что именно эти два региональных рынка занимают наибольшую долю в структуре продаж грузовиков с пробегом (соответственно 24,3% и 16,7%). Расстановка сил на вторичном рынке грузовых машин во многом повторяет ситуацию на рынке новых автомобилей.

Число регистраций подержанных грузовиков апрель 2016 - март 2017

Число регистраций подержанных грузовиков апрель 2016 — март 2017

Кто в лидерах?

Лидирует «КАМАЗ» — 7 378 проданных в марте б/у машин (-17,3%), второе место занимает «ГАЗ» — 3 235 штук (-18,3%), а третье — «МАЗ» (2 388 единиц, -12%). В ТОП-5 среди марок входят также «ЗИЛ » и Volvo — 1 759 и 1 493 б/у грузовиков (-32% и 6% соответственно). Далее в ТОП-10 расположились MAN (1 296 единиц техники, -20%), Scania (1 258 штук, -8,6%), «УРАЛ» (1 071 единица, -14,5%), Isuzu (1 047 машин, +5,5%), Mercedes-Benz (917 штук, -15,6%).

«Десятку» марок рынка грузовиков с пробегом по итогам первого квартала возглавляет «КАМАЗ» — 17 587 перепроданных единиц техники (-22,2%), вторым идёт «ГАЗ» — 7 457 штук (-23,7%), а третьим — «МАЗ» (5 567 единиц, -18,5%). «ЗИЛ » и Volvo занимают 4-е и 5-е места в квартальном рейтинге с результатами 4 026 и 3 551 машина (-35,8% и -13,7%). Далее в списке лидеров продаж в сегменте б/у грузовиков места поделили MAN (3 082 единица техники, -20,8%), Scania (3 068 штук, -11,1%), «УРАЛ» (2 602 единицы, -22,8%), Isuzu (2 421 штука, -1,7%), Mercedes-Benz (2 216 машин, -17,2%).

ТОП 20 моделей среди подержанных грузовиков апрель 2016 - март 2017

ТОП 20 моделей среди подержанных грузовиков апрель 2016 — март 2017

Результаты первого квартала указывают на восстановление темпов грузового рынка, спрос из сегмента б/у машин постепенно переходит в сегмент новой техники. Докризисная структура рынка начинает восстанавливаться, а отложенный спрос способствует росту продаж новых грузовиков, что и прогнозировали ранее эксперты. И в целом, если в ближайшие год страна сможет избежать экономических и политических потрясений, то факторы роста рынка грузовых машин сохранятся и будут двигать продажи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: