Составы на колёсах

Перевезти больше груза за одну поездку — задача не самая простая. Даже у набитого «под завязку» грузовика есть свои ограничения, превысив которые можно оказаться в дороге со сломанной осью или рамой. Да и платить штрафы за перегруз — тоже сомнительное удовольствие. Можно отправить несколько машин, но это зачастую экономически нецелесообразно. Решением может стать автопоезд.

Не просто фура

Автопоезд может выглядеть и как большая фура с седельным тягачом, и как огромный состав, в котором мощный тягач с кузовом тянет за собой несколько прицепов или полуприцепов. Их использование позволяет почти на треть снизить себестоимость перевозок для компаний с большими объёмами груза, особенно с увеличением расстояния. Кроме того, по статистике, в автопоездах на 20–30% ниже расход топлива на 1 тонну перевозимого груза, нежели у традиционных грузовиков.

«При составлении автопоездов, главным образом, важно понимать транспортную задачу, которую должна решать получаемая транспортная единица. Каждая из характеристик автопоезда должна определяться как особенностями перевозимых грузов, так и предполагаемыми маршрутами», — поясняет менеджер по обучению водителей ООО «Скания-Русь» Алексей Олин.

«От транспортной задачи, которую будет выполнять клиент, зависит предложение на различные опции: многоуровневая погрузка, ниши для рулонов, коники для перевозки сортимента, универсальные крепления груза, трапы, аппарели. Важный параметр при перевозке сборных грузов — полезный объём внутреннего пространства», — добавляет менеджер-отдела сбыта Meusburger Новтрак Константин Лихоманов.

У каждого типа автопоезда есть свои преимущества и недостатки. Например, у седельного варианта меньшая длина, он меньше виляет на дороге, обладает более простой конструкцией и меньшим коэффициентом металлоёмкости. Зато у прицепного автопоезда номинальная грузоподъёмность выше в среднем на 10–15% за счёт использования кузова или платформы самого тягача.

Олег Гребенько

Олег Гребенько, генеральный менеджер по транспорту холдинга AsstrA-Associated Traffic AG

«Автопоезд должен соответствовать весогабаритным нормам, принятым в стране регистрации и странах назначения в случае международных грузоперевозок. Длина автопоезда, состоящего из автомобиля-тягача и прицепа, ограничена 20 метрами в РФ и ЕС, также важным моментом является количество осей у транспортного средства. Так как допустимая нагрузка на ось — основное ограничение для веса перевозимого груза, то чем больше осей у транспортного средства, тем больший вес груза сможет перевозить грузовик. Общая масса пятиосного автопоезда ограничивается 40 тоннами, а для шестиосного — 44 тоннами», — предупреждает менеджер по по транспорту холдинга AsstrA-Associated Traffic AG Олег Гребенько.

Глаза боятся

«Такой махиной управлять тяжело», — подумают некоторые и будут неправы. Современные машины помогают водителю всевозможными датчиками и подсказками. Да и за рулём такого грузовика ощущаешь себя практически так же, как при управлении легковым авто. В этом ваш покорный слуга убедился на собственном опыте на гоночной трассе под Красноярском, когда на скорости свыше 60 км/ч входил в крутые повороты на Renault Trucks T460 с полуприцепом (подробнее об этом можно прочитать в № 4 за 2014 год или на сайте igrader.ru). Правда, справедливости ради надо сказать, что он был без груза.

«Эксплуатация автопоездов, конечно же, имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, и с увеличением длины, и с ограничениями управляемости и манёвренности транспортного средства. В связи с этим, первое, на что следует обратить особое внимание — это безопасность. Ключевыми аспектами здесь являются как техническое оснащение, так и состояние техники.
Важно понимать, что соблюдение всех требований безопасности и своевременное обслуживание узлов и агрегатов автомобиля в соответствии с рекомендациями производителя — значительно снижает риски гибели транспортного средства, грузов и даже людей. Также внимание к техническому состоянию техники позволяет снизить финансовые затраты на обслуживание и повысить рентабельность перевозок. Кроме того, этому значительно поспособствует подбор автомобилей и прицепов с оптимальной аэродинамикой и низким сопротивлением качению», — говорит Алексей Олин.

Необходимо перед каждым выездом (да и во время остановок в пути) проверять исправность прицепного, а также страхующих и запирающих устройств. Конечно, никто не застрахован от внештатной ситуации на дороге.

Фото: burgersgroup.com

Лишнего не тормозить

Опытные водители знают, что остановить автопоезд намного сложнее обычного грузовика. Поэтому не стоит превышать положенные максимально допустимые 90 км/ч на магистралях и 70 км/ч на дорогах общего пользования. При резком торможении можно погубить чьи-то жизни в результате «складывания» автопоезда, когда прицеп двигается быстрее тягача и его может вынести на встречную полосу. В этом случае с большой вероятностью буксирное устройство придётся ремонтировать, а полуприцеп рискует оказаться на боку, потянув за собой тягач.

«В условиях движения по скользкому дорожному покрытию моторным тормозом пользоваться категорически запрещено. При включении моторного тормоза автоматически перекрывается подача топлива в двигатель и перекрывается заслонка в трубе, ведущей от выпускного коллектора к выхлопной трубе, что способствует резкому снижению оборотов двигателя и замедлению автопоезда, что на скользкой дороге может привести к заносу прицепа. Торможение снижением передач повышает обороты двигателя и позволяет достичь плавного замедления хода», — напоминает Олег Гребенько.

При движении на участке дороги с разбитым покрытием применять торможение не рекомендуется. Равно как и накат.

«Накат — это движение автомобиля за счёт инерции с включённой передачей в КПП, но без подачи топлива. Разрыв связи между двигателем и колесом на грузовом автомобиле категорически недопустим! Это может привести как к поломке автомобиля, так и к созданию аварийной ситуации. Накат на нейтральной передаче очень не рекомендуется. К тому же, такой вид наката совершенно не экономит топливо в реальной эксплуатации, т. к. принуждает к «рваному» режиму движения Главным образом, для использования наката как приёма эффективного вождения, водитель обязан обладать навыками и знаниями, позволяющими ему избегать опасных ситуаций и исключать риски повреждения узлов и агрегатов автомобиля», — предупреждает специалист по обучению работе с грузовиками Scania.

«При движение накатом, когда нет связи между колёсами и двигателем, уровень управления автомобилем ниже, и, соответственно, ниже безопасность. На скользкой дороге использовать движение накатом недопустимо», — добавляет представитель холдинга AsstrA Associated Traffic AG.

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Олег Гребенько, генеральный менеджер по транспорту холдинга AsstrA-Associated Traffic AG
«Автопоезд — это сочленённое транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и прицепа. Особое внимание нужно уделять сцепному устройству. Необходимо проводить его постоянную проверку и своевременное обслуживание.
Крайне важным является и правильная работа тормозной системы автомобиля тягача и прицепа. При торможении первым должен затормаживаться прицеп (полуприцеп).
Наша компания проводит обучение водителей экономичному вождению с привлечением инструкторов (специалисты дилеров грузовой техники). Также мы в обязательном порядке заказываем установку спойлеров на автомобиль для уменьшения сопротивления воздуха. Техническая служба постоянно следит за исправностью топливной системы, так как часто причина повышенного расхода заключается в неправильной работе топливной аппаратуры. И последний фактор, который кажется незначительным — постоянный контроль давления в шинах, что позволит продлить срок эксплуатации резины и уменьшить расход топлива».

В ТЕМУ

Алексей Олин, менеджер по обучению водителей ООО «Скания-Русь»

Алексей Олин

Алексей Олин, менеджер по обучению водителей ООО «Скания-Русь»

«Современные грузовые автомобили, как правило, имеют в арсенале несколько вспомогательных систем торможения — это и моторные тормозные системы, которые, по старинке, часто называют «горными», и ретардеры, и функции принудительного удержания заданной передачи в роботизированных КПП, создающие эффект замедления. У всех этих систем есть определённые ограничения применения в различных дорожных ситуациях и условиях. В любом случае, все системы автомобиля нацелены на выполнение главной задачи — обеспечения безопасности.
Экономия топлива, в первую очередь, сильно зависит от технического состояния автомобиля и подготовки его к эксплуатации. Важно не только вовремя и качественно его обслуживать, но и подбирать правильные прицепы, шины, аэродинамические элементы.
Во-вторых, необходимо правильно планировать маршрут, по возможности сокращая его общий километраж и исключая простои. И последнее, но не менее важное — это навыки водителя. Scania регулярно проводит курсы обучения водителей эффективному управлению автомобилем. К примеру, в 2016 году курс прошло более 40 000 водителей Scania по всему миру, из которых около 1000 — россияне».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: