Решаем проблему усталости водителей

О проблеме переработки и, как следствие, усталости водителей известно давно. Периодически (обычно после очередной массовой аварии) надзорные органы бросаются с проверками на предприятия и дороги, а законодатели пытаются восполнить пробелы в нормативных документах. Через какое-то время активность сходит на нет. До следующей трагедии. К сожалению, сказать, как часто происходят дорожно-транспортные происшествия, вызванные усталостью водителей, невозможно. Официальная статистика в этом отношении отсутствует. А вот по негласным данным, каждая пятая авария вызвана пониженной концентрацией внимания шофёров.

Начали с малого

Алексей Олин

Алексей Олин, менеджер по обучению водителей ООО «Скания-Русь»

Одно из последних нововведений для водителей большегрузной техники и автобусов — обязательная установка тахографов. Эти приборы призваны отслеживать, какое количество времени человек провёл за рулём. По мнению чиновников, именно эти приборы не позволяют дальнобойщикам в нарушение приказа Минтранса работать по 10–14 часов в сутки, а оставшиеся восемь часов спать в кабине. С одной стороны — заимствованная в Европе инициатива только на пользу. А с другой…

«Тахографы не являются средством для контроля за состоянием водителей. Их задача — контролировать время работы и отдыха. Состояние водителя они не определяют и не предотвращают выпуск спящих людей на дорогу», — считает менеджер по обучению водителей ООО «Скания-Русь» Алексей Олин.

Естественно, за этим должны следить медики на предрейсовом контроле. Но будем честны: какой дальнобойщик в чистом поле между регионами будет искать медпункт? Он просто поедет дальше.

Видимо, следующим шагом властьимущих станет обязательное оснащение грузовиков и автобусов специальными системами контроля усталости водителей. Они уже существуют и многие иностранные автопроизводители (правда, преимущественно пока легкового транспорта) уже оснащают ими свои модели.

Например, на машинах Mercedes-Benz с 2011 года присутствует система Attention Assist. Она анализирует манеру езды, поведение за рулём, использование руля и педалей, состояние дорожного полотна и прочие данные. В случае выявления отклонений в действиях водителя и траектории движения автомобиля на панели приборов на скорости свыше 80 км/ч появляется надпись о необходимости сделать перерыв, сопровождающаяся звуковым сигналом. Если водитель игнорирует требование и продолжает движение в сонливом состоянии, система повторяет сигналы с периодичностью 15 минут.

За водителями Lexus следят видеокамеры в панели приборов. Как только они видят закрытые глаза, запускается громкая система для пробуждения.

А вот система Driver Alert Control от Volvo с помощью видеокамеры следит не за водителем, а за движением автомобиля. Если машина начнёт часто вилять или съезжать с полосы, система подаст в кабину сигнал о необходимости проснуться.

Похожие системы запустили Volkswagen, Skoda, Ford и другие вендоры. Проблемой контроля состояния занимаются и другие разработчики. Например, недавно завершилось тестирование системы, состоящей из трёх видеокамер. Одна направлена на водителя, две другие анализируют дорожную обстановку и отслеживают установленные по ходу движения дорожные знаки. Компьютер сопоставляет полученные сведения о знаках и отслеживает, реагирует ли на них водитель.

«Несомненно, специальные датчики эффективны, но говорить о конкретной статистике пока рано», — качает головой Алексей Олин.

За ними следят

На грузовом и коммерческом транспорте также стали появляться умные системы. Так, с 2014 года на машинах Hino motors стали устанавливать систему мониторинга состояния водителя Driver Status Monitor. Её разработали специалисты Denso. Комплекс состоит из камеры с инфракрасной светодиодной подсветкой и электронного управляющего блока. Камера фиксирует лицо водителя, анализируя мимику. Кроме того, монитор отслеживает частоту моргания и продолжительность временных интервалов, в течение которых закрыты веки.

Российская компания «Нейроком» в 1990-х годах создавшая телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста, адаптировала её для водителей грузовиков. В 2009 году новинку, получившую название «Вигитон», стали предлагать рынку грузоперевозок. Суть комплекса в том, что на руке водителя фиксируют специальный браслет с датчиками, который анализирует психофизиологическое состояние человека. Отдельно на палец надевается ещё один датчик. Система отслеживает электрическую активность кожи и распознаёт признаки утомления. В этом случае система предупреждает водителя о приближении его состояния к аварийно-опасному за несколько секунд до наступления оного, а также оповещает других участников движения о том, что транспортное средство неуправляемо, включая световые и звуковые сигналы.

В 2015 году на российском КамАЗе начали разработку бортовой информационной системы, включающей в себя видеорегистратор, систему контроля усталости водителя, видеокамеру заднего обзора и систему кругового обзора. Также она призвана предупреждать водителя о выходе из полосы движения и о возможном столкновении. В разработке предусмотрен круиз-контроль, система ночного видения и автоматического переключения с ближнего света на дальний.

Кроме того, предусмотрена телефонная связь, отправка SMS, доступ к электронной почте и социальным сетям, навигационная система. На дисплее будет выводиться ещё и справочная информация, предусмотрена возможность общения водителя по видеосвязи.

А вот в компании Scania решили связать безопасность водителей с их родственниками. На смартфоны дальнобойщиков и их родных устанавливается уникальное мобильное приложение Angel Call. Оно подключено к серверу системы мониторинга автопарка Scania Fleet Management System (FMS) и отражает статус состояния водителя в пути. Когда система обнаруживает, что водитель устал, но продолжает движение (например, едет слишком долго, не делая пауз на отдых и сон), она посылает сигнал приложению Angel Call. Приложение мгновенно включает на телефоне родственников тревожный сигнал о необходимости срочно позвонить водителю, чтобы не позволить заснуть, пока тот не прекратит движение для отдыха и сна.

Приложение не отображает местоположение водителя и не информирует «Ангела» о коротких остановках. Таким образом, исключена вероятность того, что родные будут звонить слишком часто. В то же время приложение сможет стать реальной помощью в тех ситуациях, когда водитель действительно устал и дальнейшее движение становится опасным. Один из ключевых смыслов проекта — превратить механический и местами раздражающий водителей контроль в живую человеческую заботу.

Удобство на первом месте

ЧП из-за усталости водителей происходят не только на дорогах. Не выспавшиеся операторы кранов, экскаваторов и другой спецтехники могут такого натворить…

Снижение внимания и реакции вызывает не только плохой сон, но и не комфортное рабочее место. Если у машиниста экскаватора затекает спина или рычаг управления нужно постоянно передвигать с усилием, то выдохнется такой работник очень быстро. Поэтому производители стараются создать максимально удобные зоны рабочих мест.

Тачибана Тоёхико

Тачибана Тоёхико, директор департамента технической поддержки Hitachi Construction Machinery

«Компания Hitachi всегда уделяет значительное внимание созданию комфортных условий для оператора в кабине спецтехники. Для этого мы постоянно совершенствуем кабины и их внутреннее наполнение. В наших моделях учтены и реализованы следующие моменты.
Большее удобное сиденье с возможностью индивидуальной настройки под комплекцию оператора, оснащено подголовником и подлокотниками.
По заказу можно установить сиденье на пневмоподвеске и систему подогрева. Конструкция кабины обеспечивает большое пространство для ног, а также широкий дверной проём, что облегчает доступ в кабину.
Панель управления и рычаги управления расположены в удобном доступе для оператора. Многофункциональный дисплей отображает рабочие параметры машины, что упрощает для оператора контроль работы и состояния техники, изображение с камеры заднего вида, а также общую информацию.
Система кондиционирования с автоматическим управлением обеспечивает комфортный микроклимат в кабине вне зависимости от условий окружающей среды.
Дополнительный комфорт для оператора создаётся наличием радиоприёмника с выходом AUX для прослушивания музыки, различных отсеков и подстаканника, низким уровнем шума в кабине, хорошей обзорности рабочей площадки из кабины.
В работе также важна и мощность самой машины, ведь чем сложнее задача, тем больше усилий на её решение уйдёт у оператора. На технике Hitachi для этого доступен режим кратковременного повышения мощности, а также режим автоматического повышения усилия подъёма, что позволяет выполнять наиболее тяжёлые операции», — рассказывает директор департамента технической поддержки Hitachi Construction Machinery Тачибана Тоёхико.

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Алексей Олин, менеджер по обучению водителей ООО «Скания-Русь»

«Для повышения безопасности необходимо соблюдать нормативы труда и отдыха, которые определены стандартами для каждой профессии. Медицинское освидетельствование, к сожалению, проводится в большинстве случаев очень формально, а это в корне неправильно. Повсеместное введение медицинского контроля поможет изменить ситуацию в лучшую сторону, и, насколько я знаю, законодательство на этой стороне.
Забота о здоровье и самочувствии водителя за рулём во время управления автомобилем — это одна из главнейших задач производителей современных автомобилей. Над эргономикой водительского пространства специалисты работают не меньше, чем над двигателями и трансмиссиями».

Светлана Хадонова, директор по маркетингу навигационного холдинга «СпейсТим»

Светлана Хадонова

Светлана Хадонова, директор по маркетингу навигационного холдинга «СпейсТим»

«Тахографы, несомненно, являются необходимым средством контроля состояния водителя. Именно для этого вида машин особенно актуальна организация контроля режима труда и отдыха водителей. Но только лишь использование тахографа без отслеживания водителя в режиме реального времени не решит вопрос. Диспетчеру транспортной компании важно получать информацию о состоянии водителя мгновенно, а не постфактум.
Действительно эффективным средством контроля являются навигационно-информационные системы мониторинга и контроля на основе ГЛОНАСС/GPS оборудования, а также устройств вызова экстренных оперативных служб государственной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Они позволяют не только определять местоположение, направление движения, скорость, контролировать топливо и работу навесного оборудования на спецтехнике, но и подключать к устройству дополнительные датчики, которые следят за состоянием водителя (определяют пульс, температуру и давление). Эти данные в режиме реального времени передаются в диспетчерский центр и позволяют оперативно реагировать на любую внештатную ситуацию и предотвращать непредвиденные ситуации.
Кроме этого, к устройству системы мониторинга транспорта можно подключить зуммер для оповещения водителя и установить двустороннюю громкую связь с диспетчером».

Тачибана Тоёхико, директор департамента технической поддержки Hitachi Construction Machinery

«Стоит внимательно относиться к своему физическому и моральному состоянию и помнить, что сама спецтехника и так является объектом потенциальной опасности, а управление ей в усталом или неуравновешенном состоянии увеличивает этот риск во много раз. В конечном итоге оператор несёт личную ответственность за принесённый ущерб. Самое главное — это вовремя заметить проблему и принять меры. Руководителям предприятий стоит всегда помнить, что рабочие — это их главный ресурс и от того, насколько хорошие условия для работы будут для них созданы, зависит эффективность их труда и прибыльность общего дела.
В первую очередь, нужно организовать рабочее время операторов: продолжительность смены не более 8 часов, с перерывами на отдых и обед. Также минимизировать риски на площадке: ограничить доступ людей в зону работы техники, подготовить саму площадку, где будет работать техника, чтобы оператору не приходилось делать лишнюю работу. Также огромное значение имеет комфорт внутри кабины: это и эргономика кабины в целом (организация рабочего пространства оператора), удобство сидения оператора, комфортный микроклимат, приемлемый уровень шума, дополнительные удобства. Для оптимизация эксплуатации техники у Hitachi есть Consite, который формирует ежемесячные отчёты и позволяет оценить эффективность эксплуатации, что помогает оптимизировать работу не только оператора, но и самих машин, тем самым сократив расходы».

Алексей Журкевич, менеджера по продуктовому маркетингу John Deere

Алексей Журкевич

Алексей Журкевич, менеджера по продуктовому маркетингу John Deere

«John Deere разрабатывает машины, учитывая три обязательных параметра: производительность, высокую техническую готовность и низкие эксплуатационные расходы. Все наши преимущества вписываются, по крайней мере, в одну из этих категорий. Мы уделяем огромное внимание условиям работы операторов. Конструкция машины предусматривает обслуживание с уровня земли, что сокращает время, которое тратит специалист на проведение ежедневного обслуживания, что уменьшает эксплуатационные расходы. Если говорить про рабочее место оператора — кабину, то она максимально эргономична, что позволяет повысить производительность. Пример — кабина наших самосвалов. Она обеспечивает оператору хорошую обзорность: камера заднего вида позволяет оператору видеть, что происходит сзади, выводя изображение на ЖК-дисплей.
Центральное расположение кабины и полный комплект зеркал обеспечивают прекрасную круговую обзорность. В кабине — исключительная шумоизоляция, есть климат-контроль, а также сиденье с подогревом, высоким подголовником и пневматической подвеской. Кроме того, самосвалы оснащены интуитивно понятной системой управления — на ЖК-мониторе вся информация отображается на русском языке и выводятся все основные параметры, необходимые для работы: диагностическая информация, датчики давления в шинах, параметры опрокидывающегося кузова и массу полезной нагрузки и т. д. Все эти параметры — простое обслуживание техники, комфортная кабина, удобная система управления — снижают усталость оператора, делают его работу более комфортной, помогают сохранять высокую концентрацию и показывать хорошие результаты».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: