Безопасный переход

Периодически в разных регионах России чиновники сообщают об открытии реконструированных или новых пешеходных переходов. При этом в большинстве случаев используется слово «инновационный». Как правило, оно относится к применению при обустройстве перехода светоотражающей краски, подсветки знаков, шумовых полос. В редких случаях, переход действительно становится более безопасным за счёт применения новых решений. Один из таких примеров с названием Куб-Next появился под Красноярском — на региональной трассе до Железногорска. К нему применимо обозначение «инновационный».

Уникальный проект

Внимание водителей привлекают мигающие знак и светофор Т.7. А место перехода на проезжей части подсвечивается ночью

На оживлённой автомагистрали черно-жёлтая конструкция заметно выделяется издалека. Обочину от дороги возле остановки автобусов отделяют заграждения в такой же цветовой гамме, над дорогой нависают опоры со знаками пешеходного перехода и «желтоглазыми» светофорами. На каждой выносной консоли находится кнопка, при нажатии на которую светофор и знак начинают ярко мигать, а сам переход подсвечивается светодиодными фонарями. И никаких проводов от ЛЭП ― всё энергопитание идёт от солнечных батарей общей мощностью 300 Вт и «ветрогенераторов» по 600 Вт. Так устроен первый в России пешеходный переход с «модулем дорожной безопасности Куб-Next». Разработали и создали его красноярские специалисты.

Евгений Жвакин

Евгений Жвакин, директор ООО «КРАСДОРЗНАК»

«В 2010 году наши специалисты провели анализ материалов, обладающих повышенной яркостью для того, чтобы водители действительно видели этот участок проезжей части повышенной опасности. За основу взяли мировой опыт ― «плёнки алмазного типа». Тогда же на дорожном знаке «пешеходный переход» внедрили привычный сейчас жёлто-зелёный цвет. В итоге, после комплексной целевой программы пешеходные переходы стали более заметными», ― вспоминает директор ООО «КРАСДОРЗНАК» Евгений Жвакин.

Тогда в Красноярске не просто заменили свыше 3600 знаков на новые, а провели целый комплекс мероприятий по обустройству переходов. Появились зоны пешеходной доступности с яркой термопластичной разметкой и ограждениями. Затем в регионе начали реконструировать автодороги, увеличивая количество полос для движения транспорта. И всплыла проблема: водители на крайних рядах дороги видят пешеходный переход и притормаживают, а водители средних рядов знаковую информацию не замечают из-за закрывающих её других автомобилей. Соответственно, скорость не снижают и сбивают переходивших проезжую часть пешеходов.

В связи с этим в «КРАСДОРЗНАКЕ» решили установить знаки над проезжей частью на выносных консолях. Это был первый такой опыт в России. И он удался. Через два года соответствующие изменения внесли в ГОСТ. Сейчас уже закон предусматривает установку знаков над дорогой.

«Вскоре оказалось, что флуоресцентных знаков недостаточно, и потребовались кардинальные решения. Мы разработали первые модели светодиодных пешеходных переходов с внутренней индикацией. Две выносные консоли соединялись между собой по беспроводному каналу на специальной частоте. Заряд аккумулировался солнечными батареями, и если пешеход подходил и нажимал кнопку, то знаки начинали моргать синхронно с обеих сторон дороги. Наши коллеги в других регионах страны считают, что достаточно светофора Т.7 (светофоры с одним мигающим жёлтым цветом «глазом», ― прим. редакции), но мы считаем, что предупреждать водителей нужно, когда переход действительно собираются использовать», ― рассуждает г-н Жвакин.

Макет проекта Куб-Next

По его словам, система с открытой импульсной индикацией уже была отлажена, и современные пешеходные переходы красноярских разработчиков стали появляться по всей Сибири и Дальнему Востоку. Но не хватало единообразия, так как в каждом регионе местные власти хотели обустроить переходы в «своих» цветах.

«И появилась идея облицовки металлоконструкции пластиковыми кубами. На разработку всех элементов перехода, штамповой оснастки, ушёл почти год. В итоге появился объект, который является эталонным пешеходным переходом», ― говорит Евгений Жвакин.

Помимо всех конструкций, на проезжую часть нанесли яркую разметку. Но не из краски, а из пластичных материалов с гарантийным сроком эксплуатации не менее 12 месяцев.

«Это материал гораздо толще и прочнее, чем краска. Чтобы заранее предупредить водителя о приближении к пешеходному переходу мы дополнительно внедрили шумовые полосы», ― рассказывает главный инженер ООО «БРИЗ-Центр» Евгений Петрюк.

К слову, до 2010 года при нанесении на асфальт «зебры» использовали бело-красную разметку. Затем, в соответствии с нормативами, переходы стали выделять жёлтым цветом. А вот на трассе Красноярск — Элита предупреждающая разметка салатового цвета. По словам Евгения Петрюка, этот цвет работает зимой, так как не сливается со снегом.

Также специалисты используют на дорогах виброшумовые полосы. Это сделано для безопасности самих водителей, чтобы они не съехали с дороги или не выскочили на встречную полосу. При наезде на такие полосы даже заснувший водитель резко встрепенётся, так как машина начнёт трястись.

Полимерная лента Stamark

Полимерная лента Stamark

Несколько лет назад в Красноярске даже решили задействовать европейский опыт и сделали «зебры» из полимерных лент Stamark. Её световозвращающие способности намного превышали возможности красок. К сожалению, в зимний период снегоуборочная техника попросту оторвала «зебру». Эксперимент пришлось прекратить. Проблемы во время уборки снега настигают практически все виды разметки. Грейдерные ножи, отвалы, щётки — всё это портит и краску и термопластик. Поэтому к весне от разметки на дорогах почти ничего не остаётся.

«Наши химики-технологи проводят лабораторные исследования, направленные на то, чтобы разметочные материалы служили как можно дольше и соответствовали ГОСТу. Разметка, которую мы производим, по результатам тестовых испытаний на дорогах, стоит дольше, чем у других производителей. Тем не менее, с нашим порядком содержания автодорог пока невозможно добиться полного максимума. Мы сейчас ищем рецептуру для производства холодного пластика, которая бы позволила материалу оставаться на дорожном покрытии максимальное время с учётом особенностей уборки снега в нашем регионе», ― говорит директор ООО «Формула-К» (красноярский производитель разметочных материалов) Алексей Грязнов.

Разработки в других регионах

Электричество на переходе обеспечивают ветрогенератор и солнечные батареи

Похожее решение в 2014 году реализовали в Новоуральске. Там специалисты местного приборного завода также задействовали автономные источники питания (солнечные батареи и ветрогенераторы), которые питают датчики движения. Последние также включают освещение дорожных знаков и самого перехода на проезжей части.

Ту же концепцию использовали при реконструкции пешеходного перехода на Южном обходе Перми в 2014 году. Только расходы на установку поделили с одним из сотовых операторов, который установил на опорах свои базовые станции, попутно решив проблему с обеспечением связью этого участка дороги.

Проблемой освещения переходов и предупреждения водителей озаботились в Тюменской области. В 2012 году там появились первые интеллектуальные «зебры». Учёные из Института транспорта ТюмГНГУ оснастили столбы возле пешеходных переходов датчиками, которые реагируют только на движение поперёк дорожного полотна. Если пешеход начинает переходить дорогу, то над проезжей частью загорается освещение и включаются оранжевые предупредительные сигналы для водителей. Примечательно, что датчики настроены так, что срабатывают даже если человек решит срезать путь и начнёт переходить дорогу рядом с «зеброй». Один такой комплект стоит 600 000 рублей, в то время как стоимость светофоров намного выше.

Инновации других стран

Безопасности дорожного движения для пешеходов уделяют внимание во всём мире. Например, в испанском городе Камбрильс в прошлом году ввели в эксплуатацию «умный» переход. В тёмное время суток, если пешеход собирается пересечь проезжую часть, на дороге загораются встроенные светодиодные прожекторы. Они срабатывают от датчиков давления и предупреждают водителей о нахождении на переходе человека. Также подсвечивается дорожный знак.

В Бельгии в 2014 году появилась «зебра», белые полосы которой сделаны из небьющегося стекла, скрывающего светодиодные фонари. Переход оснащён датчиками давления и при движении людей белые полосы подсвечивают пешеходов.

В 2012 году в Южной Корее предложили использовать лазерные лучи, дублирующие запрещающий сигнал светофора. По задумке, по периметру перехода должны были установить четыре столба, которые выпускают красные лазерные лучи, перекрывая проезжую часть или выход на неё с тротуаров (в зависимости от того, кому горит красный свет — пешеходам или водителям). Правда, развития проект так и не получил из-за плохой видимости лазера в светлое время суток.

В тему

Денис Митюхин

Денис Митюхин, директор ООО «Айтехникс»

Денис Митюхин, директор ООО «Айтехникс»:
«Основное направление в обеспечении безопасности — это привлечение внимания и водителя, и пешехода. Мы применяем специальные материалы, делаем яркие стойки, дополнительные светофоры на консолях, В 2016 году реализовали проект «лежачий светофор», представляющий собой полоску светодиодов, расположенную перед выходом на проезжую часть. Он синхронизирован с основным светофором и помогает молодому поколению, которое зачастую глазами большую часть времени находятся в смартфонах и планшетах, увидеть запрещающий или разрешающий сигнал светофора. Сейчас мы планируем добавить тактильности, чтобы он был полезен слабовидящим людям. Также в этом году появятся сенсорные кнопки на светофорах».

Верная мысль

Евгений Жвакин, директор ООО «КРАСДОРЗНАК»:
«Там, где дорога имеет более 4 полос — строится путепровод. Это общепринятая зарубежная практика. И люди там с машинами не пересекаются. А в России надо обеспечить безопасность и уложиться в минимальную стоимость. Всё упирается в финансирование».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: