Доставить охлаждённым

Пока рынок строительной техники проседал с началом кризиса, сегмент LCV более-менее оставался на плаву. Во многом благодаря развозным автомобилям, ведь продукты питания и лекарства всегда остаются предметом неиссякаемого спроса. А чтобы доставить их пригодными к употреблению, нужно поддерживать во время транспортировки к месту реализации определённые температурные режимы.

Холодосбережение

Сергей Проскурин

Сергей Проскурин, генеральный директор ООО «ТПК РусАвтоГид»

Производители изотермических фургонов массово предлагают свою продукцию для практически любых шасси. Хоть иностранных, хоть отечественных. По старинке, каркасный жёсткий подрамник обшивают алюминием, ламинированной фанерой, оцинкованной, плакированной и нержавеющей сталью, армированным пластиком. В общем, на что денег заказчика хватит. Естественно, нужен и утеплитель. Самый дешёвый вариант — пенопласт. Правда, кузовостроители в последнее время от него отказываются.

«Одним из самых распространённых следует назвать пенополистирол или экструдированный пенополистирол. Это жёсткий и долговечный материал с низким коэффициентом теплопроводности. Кроме того, он устойчив к попаданию воды и других жидкостей. Не менее часто используется и пенополиуретан, который по праву признаётся одним из лучших теплоизоляторов в индустрии. Среди его главных преимуществ — внушительный срок службы, морозостойкость, и разумеется, самое главное — очень низкая проводимость тепла. Вместе с тем, независимо от конкретного выбора, стоит отметить, что все перечисленные материалы отлично зарекомендовали себя в фургоностроении и отлично выдерживают эксплуатационные нагрузки», — рассказывает генеральный директор ООО «ТПК РусАвтоГид» Сергей Проскурин.

Некоторые кузовостроители с развитием технологий и вовсе предлагают бескаркасные варианты. Фургон собирают из монолитных сэндвич-панелей толщиной от 30 до 150 мм с помощью алюминиевых профилей, что снижает вес машины и исключает тепловые мосты между обшивками панелей.

Чтобы сэкономить на покупке машин с термобудками, можно поставить новый фургон на уже имеющееся шасси. Небольшой опрос компаний, занимающихся изготовлением изотермических фургонов (они ещё называют их «термосами») показал, что стоимость варьируется от 53 000 до 600 000 рублей, в зависимости от размеров и применяемых материалов. Установить можно за отдельную плату у этих же подрядчиков или своими силами. В последнем случае, эксперты советуют быть аккуратными при креплении надрамника фургона к раме шасси автомобиля. Самым недорогим вариантом будет использование стремянок, однако из-за некачественно прикреплённых противосдвиговых пластин в задней части рамы и демпфирующего деревянного бруска между рамой грузовика и надрамником кузова-фургона, в процессе эксплуатации может случиться неприятный конфуз.

Более надёжно крепить фургон с помощью кронштейнов. Правда стоит не экономить качественных болтах и демпфирующих элементах. Также крайне желательно, чтобы задний свес не превышал 500 мм. Иначе на неровной местности машина будет цеплять кузовом дорожное покрытие.

Изотермические фургоны с коэффициентами теплопередачи высокого и среднего класса, как правило, отлично справляются с развозом продуктов питания по городу. Даже с учётом пробок. А вот если необходимо перевозить продукты между населёнными пунктами или на дальние расстояния?

Ой, мороз, мороз…

Тут необходим термофургон с установленным рефрижератором. По сути, это холодильная установка, которая поддерживает заданную температуру внутри кузова. Разновидностей оных много. Начиная от деления по мощности и возможности заморозки или просто охлаждения и заканчивая мультитмпературностью для разных отсеков и разморозкой.

«Тепловая ёмкость фургона играет как отрицательную, так и положительную роль. Для рефрижераторов, осуществляющих городскую развозку, где интервалы между точками разгрузки так коротки, что холодильный агрегат не успевает нагнать заданную температуру, лучшим образом применимы фургоны из четырёхслойных сэндвич-панелей; при этом слой фанеры должен располагаться под внутренней обшивкой. В этом случае фанера, как теплоемкий материал, будет выполнять функцию конденсатора холода и передавать часть накопленной энергии перевозимым товарам в интервалах между разгрузками, тем самым помогая холодильному агрегату достичь заданной температуры.
Для лучшего поддержания температуры в фургоне, стоит отказаться от боковой двери. Через проем боковой двери в фургон-рефрижератор попадает около 0,05 Вт/м²*°С тепловой энергии. На эту же величину ухудшается коэффициент теплопередачи фургона, так, если изначально он составлял 0,4 Вт/м²*°С, то теперь составит не менее 0,45 Вт/м²*°С. Чтобы исключить влияние инфракрасного излучения на температуру внутри кузова авторефрижератора следует внешнюю обшивку фургона сделать либо из стали, либо из пластика толщиной более 2,5 мм, либо из более тонкого пластика, но с подложкой из фанеры толщиной 4 мм», — объясняет директор завода по производству фургонов Pelican.van Михаил Амбаров.

К слову, можно не покупать целый фургон-рефрижератор, а оборудовать холодильной установкой имеющийся изотермический.

«С точки зрения нормативной базы, эта операция производится путём постановки на учёт транспортного средства через переоборудование. Если говорить о последствиях, то изначально в изотермическом фургоне не предусматриваются элементы под установку холодильной установки. И решаясь на подобное усовершенствование, надо крайне внимательно отнестись к выбору самой холодильной установки. Её весу и техническим характеристикам фургона. Более того, при монтаже холодильника внутри и снаружи надстройки применяются укрепительные пластины. А их минус в том, что возможно образование теплового моста, со всеми вытекающими, как говорится», — предостерегает Сергей Проскурин.

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Сергей Проскурин, генеральный директор ООО «ТПК РусАвтоГид»:
«Для продления срока эксплуатации изотермических фургонов, следует избегать перегруза. Также нужно особо внимательно следить за местами крепления фургона к раме. На стыках листов стоит обращать внимание на состояние герметика, а надрамник с продольными поперечинами из прямоугольного профиля заслуживает хорошей защиты от коррозии».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: