Приключения иностранцев в России в период кризиса

Многие европейские компании за последние два года потеряли на российском рынке свои позиции. На прошедших в 2015-2016 годах выставках «Строительная техника и технологии» это было отчётливо заметно. Многих брендов просто не было, а те, кто решился представить свою продукцию (за редким исключением), ютились на скромных площадях. Дошло до того, что место под стенды выкупали за счёт бюджета родных стран и размещались там скопом. Все признают, что экономический кризис и геополитическая ситуация сильно ударили по рынку. Как иностранные производители пытаются сейчас работать в жёстких условиях и какие перспективы они видят? Об этом мы спросили представителей нескольких компаний.

Перемен, мы ждём перемен…

На прошедшей ранее bauma под брендом Hidromek выставляли новый фронтальный погрузчик. Правда, в России на момент выставки модель официально не продавалась. Её только начали производить в Турции. И экспорт в другие страны, в том числе и нашу, планируется не раньше 2017-2018 годов. А в этом году на свой стенд представители Hidromek привезли пять моделей. Все — уже знакомые модели. Да и сам стенд сократился в четыре раза по сравнению с прошлой выставкой до площади 185 м2.

«Клиентов почти нет», — сетовал отвечающий за продажи Hidromek в России Арда Гювен.

Арда Гювен

Арда Гювен, представитель Hidromek в России

Оно и неудивительно — из-за курса валют стоимость турецкой спецтехники стала для многих недосягаемой. Снизить цену могла бы организация производства в России с локализацией. В компании признают, что рассматривали этот вариант, но нужны большие инвестиции. Поэтому пока ставку делают на профессионализм дилеров.

«Дилерская сеть — самое важное. У нас в Москве два дилера, в Санкт-Петербурге столько же, в Краснодарском крае, в Уфе и Казани по одному дилеру. В Новосибирске у нас есть дилер. Но сеть представительств мы сейчас расширяем. Чтобы стать нашим дилером, нужно хорошо уметь продавать и верить в нашу технику. Наш бренд очень сильный в мире», — заявляет представитель Hidromek.

В компании понимают, что правильнее было бы устанавливать на продаваемую в России технику хотя бы часть отечественных комплектующих или расходников. Те же шины, к примеру. Это позволило бы немного снизить конечную стоимость. Но то ли менталитет не позволяет самостоятельно искать партнёров среди российских производителей, то ли некому этим заниматься, то ли ставку делают на открытие собственного местного завода.

«Мы не можем сразу сказать, что это или это можно заменить. Этим вопросом должны заниматься производители в России. Через два года у нас будет шанс, так как мы начнём здесь производить сами. Это решит и проблему утилизационного сбора. Сейчас рынок для нас труднодоступен», — рассуждает Арда Гювен.

По его признанию, сейчас доля Hidromek в России составляет 4-5%. В 2012-2013 годах, когда продажи здесь был более активными, на рынке бренд занимал 10-11%. Тем не менее, мистер Гювен оптимистично смотрит в будущее. После запуска российской сборки доля техники должна выйти на прежний уровень.

«Главное, переждать эти трудные времена. Может уже в следующем году будет лучше. Никто не знает пока. Мы ждём», — говорит м-р Гювен.

«Возобновить плотное партнёрство России и Евросоюза»

Итальянский концерн Bondioli & Pavesi присутствует на российском рынке достаточно давно. И за это время, по словам руководителя российского представительства Руди Бельтрамо, размер инвестиций рос и рос. Для россиян создали рабочие места, а для наших машиностроительных предприятий создали условия для претворения в жизнь инженерных разработок. В частности, гидравликой Bondioli & Pavesi пользуются при сборке продукции на совместном предприятии РМ-Terex, заводах группы НАМС, «Россельмаше» и ряде других.

Руди Бельтрамо

Руди Бельтрамо (справа) считает, что курс на импортозамещение остановит развитие российского машиностроения

Как говорит г-н Бельтрамо, у российского машиностроения есть потенциал. Причём, большой. Хотя на момент проведения выставки ситуация, по его мнению, была довольно плачевной.

«Состояние на рынке оставляет желать лучшего. Вся эта замкнутость по геополитическим соображениям никакой пользы не несёт. И мы надеемся, что в ближайшие 2-3 года все поймут, что нужно работать в партнёрстве, а не закрывать границы из-за предрассудков. В России нужно выпускать более современную и высокотехнологичную технику, а не закрывать пути иностранным компаниям, которые могут помочь в создании новой конкурентоспособной техники», — говорит генеральный директор ООО «Бондиоли & Павези» Руди Бельтраме.

Он уверяет, что миссия концерна в России — не просто продать компоненты, а помогать в проектировании техники. Однако, из-за решений политиков, приведших к введению санкций, сейчас вкладываться в российский рынок смысла нет.

«Нет на данный момент даже минимальных объёмов техники, которые могли бы оправдывать любые инвестиции. Нет ни господдержки, ни инновационного мышления. Закрытость начинает давить. Мы не верим в импортозамещение. Этот курс устаревший, пригодный в экономике прошлых веков. Весь мир отошёл от этого.
Импортозамещение — разрушительное направление, которое продиктовано исключительно политическими соображениями. Большая доля развитых стран основывает свою силу в специализациях производственного цикла для других предприятий, которые работают в партнёрстве. Это нормальный здоровый путь развития промышленности. И нет ни одной страны в Европе, где было бы полное внутреннее производство всего необходимого для машиностроения. Наоборот, западная Европа развивалась бурно благодаря открытию границ для перемещения товаров и людей», — рассуждает мистер Бельтраме.

Он приводит в пример новейшую историю, когда российское машиностроение после лихих 1990-х до 2008 года развивалось семимильными шагами. В то время на заводах стали применять иностранные компоненты и технологии.

Взлёты, падения и начинания

Воспрянувшие духом в 2015 году после резкого удорожания европейской техники производители из Поднебесной в этом году пыл поумерили. Корпорация Sinotruk в этом году выставку проигнорировали, хотя на предыдущей нам рассказывали о перспективах занять чуть ли не первое место в России. Не удалось завоевать рынок в сегментах LCV и среднетоннажных грузовиков и китайской государственной корпорации JAC. Продажи в единичных экземплярах и так и не развитая сеть сервисного обслуживания не дали сбыться планам компании (подробнее см. в №5 (11) 2015 г.).

Более-менее хорошо себя чувствует успевший зайти раньше на российский рынок бренд FAW. Компания выстроила большую дилерскую сеть с поддержкой по сервису.

«Среди китайских марок по продажам мы на первом месте. Доля рынка — более 50% среди китайцев. Сейчас мы стараемся конкурировать с КамАЗом, так как цены, в принципе, сопоставимы», — делится менеджер по маркетингу ООО «ФАВ-Восточная Европа» Алексей Лазарев.

Производитель к концу 2016 года готовится предложить российскому бизнесу новые модели. На момент проведения выставки они проходили сертификацию соответствия экологическому классу Евро-5.

Большие надежды на российский рынок возлагают и в корпорации Fangyuan Group. В отличие от своих коллег, российский офис решили пока не открывать, организуя всю работу из Китая. Львиная доля поставок идёт через официальных дилеров. Правда, основной нюанс, с которым компания столкнулась при таком варианте работы — отсутствие в России готовой продукции для реализации. А продавать то, что клиент не может пощупать намного сложнее. Однако, пока это не мешает успешно конкурировать с турецкими производителями ценой. И даже предлагают клиентам собственные финансовые инструменты для обеспечения доступности продукции.

«Не так давно мы начали сотрудничество с китайской корпорации страхования экспортных кредитов Sinosure, которая страхует сделки между корпорацией Fangyuan Group и её торговыми партнёрами. Покупатель даёт нам необходимую информацию, мы её направляем в Sinosure. Там эту информацию проверяют через своих партнёров в России, определяют процент за свои услуги, на какую сумму и на какой срок застраховать», — рассказывает менеджер по развитию продаж на рынке СНГ Fangyuan Group Co., LTD Алексей Плахотин.

Алексей Плахотин

Алексей Плахотин, менеджер по развитию продаж на рынке СНГ Fangyuan Group Co., LTD


В Россию корпорация готова поставлять бетонные заводы, дозаторы инертных материалов, прицепные бетонные насосы, бетоносмесительные узлы, башенные краны, строительные подъёмники/лифты, узлы для приготовления стабилизированного грунта, сваебойные машины на гусеничном ходу и электрической тяге, автобетоносмесители и ряд другого оборудования.

«Европейские производители — это пионеры в любой области. Но их цены в два-три раза выше. Да, будет замечательное качество, всё будет отлично работать. Но и то, у всех случаются оплошности. В Китае предложение можно получить на любой размер кошелька. Клиент должен сам понимать, что за две копейки получить хорошее качество невозможно», — рассуждает Алексей Плахотин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: