Контрафактная техника в коммунальном хозяйстве: борьба за рынок

Без лишних слов: в коммунальном хозяйстве есть проблема контрафакта. Это проявляется в применении контрафактных комплектующих при производстве коммунальных машин, либо покупке неоригинальных запчастей к ним. Как правило, рядом с каждым российским заводом по производству техники есть не ответственные мелкие цеха, на уровне гаражной сборки, использующих имя гиганта. При общем снижении в отрасли, производители контрафакта процветают: загрузка производства не упала, а желающих купить «за дёшево» увеличилось. Таким образом, ущерб от потери репутации производственной марки проверенного производителя — ощутимый.

Как правило, всё начинается с производства запчастей и ёмкостного оборудования небольших объёмов сотрудниками – выходцами с именитых коммунальных заводов. Соответственно, скопировать оригинальную продукцию людям, проработавшим на производстве не один год, не составляет труда. А технологичность производственного процесса весьма условная, как и применяемое сырье. В результате, и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие недорогие коммунальные машины, и коммунальные предприятия, типа «водоканалов» и «жилищники», рискуют купить неоригинальные запчасти без каких-либо гарантий. Каждая запчасть, проданная с завода или произведенная на заводе, обязательно имеет сертификат качества и порядковый номер поставщика. Завод-изготовитель обязан нести и несёт за это ответственность!

Известны случаи, когда под известным брендом поставлялась партия машин в рамках государственных заказов. К сожалению, у заказчика не нашлось формальных поводов для отказа в приёмке машин – они полностью соответствовали техническому заданию.

«Мы хотели купить «слона», а получили «кота в мешке». То есть покупали КО-505А производства арзамасского «КОММАШа», а победил поставщик, который поставил КО-505Д производства НПП Автомаш. Я такого производителя даже не знаю – в интернете страница его сайта скрыта. Сегодняшняя система сертификации транспортных средств позволяет без полноценного производственного процесса выпустить партию из пяти машин с разовыми свидетельствами о безопасности, не имея полноценного пакета конструкторской документации. Да, продавец подтверждает наличие гарантийных условий на технику. Но лично у меня большие сомнения по этому вопросу. Не нужно быть специалистом, чтобы отличить по внешнему виду машину заводской сборки и «гаражной». Но документы были оформлены правильно, машина соответствовала техзаданию, партия была принята», – делится опытом заместитель начальника управления, курирующего отношения в сфере ЖКХ Тюменской области.

Однако, подтверждающие документы также могут быть подделаны, либо выданы в обход действующего законодательства. При поставке мусоровоза в Кременкульское поселение Челябинской области комиссия обнаружила настолько много замечаний при приёмке мусоровоза, в первую очередь, к состоянию шасси и соблюдению элементарных требований по безопасности эксплуатации автомобиля, что сомнительные документы только подтвердили предположение приёмной комиссии о неоригинальном происхождении автомобиля.

«Шасси в отвратительном состоянии: ржавое, грязное. Одним словом, будто машина не один год работала. Есть небольшие повреждения. Возможно, было легкое ДТП. В ненагруженном состоянии кузов задевает о колеса – такую машину просто нельзя эксплуатировать. Информационные таблички на кузове в плохом состоянии, возможно, преднамеренно испорченные. Габаритные размеры превышали заявленные в аукционной документации и, соответственно, запрещали безопасную эксплуатацию машины. Выданное ПТС оформлено с нарушениями. Именно это послужило главной причиной отказа в приемке продукции», – комментирует комиссионное решение один из специалистов ОАО «Арзамасский Завод коммунального машиностроения», продукция которого была подделана.

Как производители могут защититься от контрафакта?

Существует несколько способов защиты. Технические способы подразумевают выпуск продукции повышенной сложности. Как правило, производители контрафакта имеют низкий производственный и технический потенциал. Поэтому выпускаемая ими номенклатура довольно простая. Ответственные производители совершенствуют продукцию и технологию производства. Соответственно, прививая потребителю высокие требования к технике, производитель ограждает свою продукцию от контракфактной. Особенно это действенно в системе госзакупок, где можно прописать подробные, технически сложные задания на закупку.

Юридические способы защищают торговую марку от незаконного использования, а также могут ограничить рекламу несертифицированной продукции.

«Мы зафиксировали несколько выходов печатной рекламы фирмы, выпускающей контрафакт. Собственно, запретить им рекламироваться мы не можем. Но путем специальной экспертизы мы доказали, что в рекламе используются изображения нашей техники под брендом нашего завода. Мы нашли «исходники» изображений. С юридической точки зрения, это подпадает под нарушение наших авторских прав. Была составлена претензия в адрес рекламного издания. В досудебном порядке все наши доводы были приняты: руководство издания исключило рекламу недобросовестного производителя. Но пока это, скорее, разовый случай. Хотя мы и будем транслировать подобную практику в дальнейшем», — комментирует руководитель отдела маркетинга завода по производству коммунальной техники ООО «Торговая Компания «КОММАШ — ГРАЗ» Елена Хаханина.

Повышение барьеров входа в отрасль, либо сертификация. Усложнение либо удорожание процедур по сертификации машин вытеснит производителей с малым объёмом выпуска, среди которых подавляющее количество – производители контрафакта.

Как потребители могут защититься от контрафакта?

Рекомендации по приемке машины от руководителя службы контроля качества завода коммунальной техники:
Качество сварки определяется по внешнему виду сварного шва. Шов должен быть ровным, прямолинейным, без утолщений, подрезов и пор. Околошовная зона не должна иметь следов разбрызгивания металла. Современные заводы для аккуратного шва применяют средства малой механизации (каретка) или «роботов», а также специальные защитные газы и антипригарные спреи.
Качество сборки при внешнем осмотре можно оценить по крепежным элементам при монтаже силовых агрегатов и нагруженных узлов. Заводы используют разъемы DIN (стандартизированные разъёмы, — прим. редакции). Элементы электрической, гидравлической и пневматической систем собраны с применением защитных материалов, оболочек типа «KOVERTEC» и термоусадочных трубок. Детали и изделия, работающие в непосредственном контакте с агрессивными средами, покрыты защитным слоем (например, цинком). Все элементы гидросистем (трубопроводы) изготавливаются методом опрессовки с использованием врезного кольца.
Лакокрасочное покрытие (ЛКП) представляет собой двухслойную систему: грунт-эмаль на полиуретановой основе. Непрокрасы, подтеки, кратеры, различные оттенки краски на элементах машин не допускаются. Минимальная толщина комплексного покрытия составляет 80 мкм. Для замера толщины ЛКП применяют толщинометр.
Наличие проектировщиков у завода также можно определить при приёмке техники. При проектировании техники учитываются моменты эксплуатации, которые связаны с безопасностью и эргономикой (удобством). Наличие и качество оформления сопроводительной документации: руководство по эксплуатации, копии ОТТС (одобрение типа транспортных средств). В рабочей зоне оператора и в кабине, в частности, должны быть информационные и предупреждающие таблички на русском языке.
В любом случае, максимальную безопасность поставляемой продукции может гарантировать только завод-изготовитель, либо представляющая его сбытовая структура. Во избежание неприятных сюрпризов не следует гнаться за дешевизной даже в столь экономически непростой переходный период, а отдавать предпочтение проверенному поставщику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: