Мусор сзади, мусор сбоку

В российских городах постепенно отказываются от мусоровозов с боковой загрузкой. Процесс этот, конечно, небыстрый, и между скоплениями контейнеров для сбора мусора во дворах жилых домов и полигонами твёрдых бытовых отходов грузовики с гидроманипуляторами курсируют до сих пор. По большей части, это машины образца ещё времён СССР. Хотя отечественные производители продолжают выпуск коммунальных машин с боковой загрузкой мусора.

Отголоски прежних времён

В США и в Европе мусоровозы с боковой загрузкой весьма популярны. Это связано с особенностями застройки населённых пунктов, где преобладают частные дома. Небольшие пластиковые контейнеры стоят на дороге у каждого жилища, поэтому коммунальные машины собирают их попутно. При этом водителю даже не нужно покидать рабочее место за рулём — управлением манипулятором расположено в кабине.

Дмитрий Короткевич

Дмитрий Короткевич, начальник управления продаж специальной техники и шасси ОАО «Минский автомобильный завод»

Российские же мусоровозы с боковой загрузкой традиционно оснащали рычагами управления манипуляторами снаружи. Да и контейнеры с отходами расположены не вдоль дороги, а стоят скопом на отдельных площадках, к которым ещё и подъехать трудно из-за припаркованных по внутридворовым проездам автомобилей.

«Мусоровозы с боковой загрузкой обладают определёнными конструктивными недостатками, например, потери мусора во время погрузки из-за высоко поднимающегося контейнера. В таких мусоровозах конструктивно невозможно обеспечить достаточный коэффициент уплотнения. Традиционно мусоровозы с боковой загрузкой используются в застройках старого типа с узкими проездами и отсутствием контейнерных площадок.
В современном градостроительстве уже при проектировании предусматриваются широкие проезды во дворах, обязательное наличие отдельной контейнерной площадки с местом для подъезда мусоровозов с задней загрузкой. Ввиду того, что контейнер поднимается на незначительную высоту не происходит такой потери мусора, и конструктивно обеспечивается коэффициент уплотнения «6» и выше, чего невозможно для мусоровозов с боковой загрузкой, поэтому на эти параметры и стоит обращать внимание», — объясняет начальник управления продаж специальной техники и шасси ОАО «Минский автомобильный завод» Дмитрий Короткевич.

Идёт перестройка

Во многих регионах избавление от устаревшего автопарка коммунальных автомобилей для вывоза отходов планомерно идёт уже несколько лет. В лидерах среди выбираемых новых машин пока остаются отечественные надстройки на шасси КамАЗ, но всё чаще на улицы выезжают Scania и Mercedes с надстройками с задней загрузкой от Zoller и Balticum Frinab Ecology.

«Среди европейских производителей так называемой «большой семерки» Scania, безусловно, лидер. В частности, в поставках мусоровозов компания стабильно лидирует последние четыре года. По итогам 2015 года доля рынка Scania в сфере коммунальной техники среди европейских производителей составила более 50%», — утверждает руководитель направления продаж коммунальной, дорожной и специальной техники ООО «Скания-Русь» Олег Родионов.

«Традиционно лидером в России и Беларуси считается «Мценский завод коммунального машиностроения», который является своего рода стандартом для советских и постсоветских образцов коммунальной техники. Завод уже 60 лет производит коммунальную технику, прошёл достаточно большой путь. Его последняя модель начинает напрямую конкурировать с европейскими производителями. Конструкцию в целом можно сравнивать с европейской моделью. Это основной конкурент для наших мусоровозов, хотя завод одновременно является и нашим партнёром», — говорит Дмитрий Короткевич.

Что же делать владельцам автопарков старых мусоровозов? Есть ли смысл заменить надстройку или попробовать изменить конструкцию?

«Переоборудование техники, выпущенной в 1980-90-х годах, невыгодно независимо от типа погрузки. Само оборудование, которое уже установлено на автомобиль, достаточно сложно изменить. Например, если это мусоровоз с задней загрузкой, вы можете внести некоторые конструкционные изменения, чтобы он мог брать контейнеры другого типа. Но если это машина с боковой загрузкой, то изменить тип погрузки на задний — экономически невыгодно. Любые изменения, внесённые после того, как автомобиль сошёл с конвейера, дорогостоящие. Если есть цель получить сиюминутную выгоду, то лучше купить подержанный автомобиль, который изначально подходит под ваши требования, но не нужно забывать, что с каждым годом б/у техника требует больших вложений, и первоначально привлекательные условия в перспективе могут обернуться колоссальными потерями, не сравнимыми с разницей в цене нового и б/у автомобиля», — предостерегает Олег Родионов.

«Сделать можно всё: переоборудовать или заменить гидравлику, переварить кузов, но как показывает практика, мусоровозы старого образца 1980-90-х годов уже давно «умерли» по причине того, что в те времена использовались неизносостойкие стали. Поскольку мусор — это агрессивная среда, соответственно сквозная коррозия появляется через год-два эксплуатации, поэтому экономической эффективности в переоборудовании нет. Гораздо проще купить новый мусоровоз, тем более, как показывает практика, мусоровоз больше пяти лет не живет. В Европе — 5 лет эксплуатации — это предельный срок, после этого просто проходит замена и продажа на рынки третьих стран», — уверен представитель МАЗа.

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Олег Родионов

Олег Родионов, руководитель направления продаж коммунальной, дорожной и специальной техники ООО «Скания-Русь»

Олег Родионов, руководитель направления продаж коммунальной, дорожной и специальной техники ООО «Скания-Русь»:
«При выборе мусоровоза важно учитывать множество факторов — это колёсная формула, мощность автомобиля, тип контейнеров, которые можно будет использовать на маршруте движения машины и, соответственно, тип мусора, который планируется собирать на маршруте. Для каждого покупателя требования к машине индивидуальны, но есть один общий момент, на который стоит обратить свое внимание — это территориальное расположение обслуживаемых объектов и удалённость сортировочного комплекса и полигона для захоронения так называемых «хвостов» (оставшегося после сортировки мусора). В условиях плотной городской застройки и большого количества припаркованных во дворах автомобилей, важно обеспечить возможность беспрепятственного проезда техники для вывоза мусора к контейнерам. Поэтому компании, работающие в таких условиях, отдают предпочтение мусоровозам с объёмом кузова от 10 до 16 м3, которые собирают мусор в ближайших районах, осуществляя по 2-3 ходки в смену. Эти машины свозят отходы на пересыпку либо на сортировочный комплекс. После отбора полезных фракций, таких как стекло, пластик, метал, упаковка, картон и прочее, «хвосты» грузят в бункеры и транспортными крюковыми погрузчиками вывозят на полигон.

Другой вариант — когда полигон находится недалеко от города, что более характерно для маленьких городов и посёлков. В этом случае машины после сбора мусора едут сразу на сортировку/полигон. Как правило, это машины с большей вместимостью кузова 19-24 м3 и запасом грузоподъёмности, часто с порталом для погрузки контейнеров объёмом 8 м3.

По техническим показателям, например, по коэффициенту уплотнения, техника российского производства пока далека от зарубежных производителей. На технике европейских поставщиков этот коэффициент в некоторых случаях достигает 7, российские машины пока не могут обеспечить подобный результат. Безусловно, в краткосрочном периоде при перенастройке гидравлической системы машины, можно увеличить показатель уплотнения и на отечественной технике, но в таком режиме эксплуатации узлы и агрегаты очень быстро выйдут из строя, потребуется серьезный негарантийный ремонт.

При этом, на ценообразование техники в большей степени влияют качество и надёжность комплектующих. Европейские производители используют комплектующие более высокого качества — следовательно, себестоимость продукта растёт. Если отечественные производители пойдут тем же путём, начнут закупать высокоэффективную гидравлику, сталь с большей устойчивостью к истиранию, то, несомненно, это увеличит себестоимость и повысит цену готового продукта».

Дмитрий Короткевич, начальник управления продаж специальной техники и шасси ОАО «Минский автомобильный завод»:
«Сегодня в России есть ряд предприятий, которые активно строят совместные продукты с европейскими производителями. Например, «Арзамасский завод коммунального машиностроения», который активно использует надстройки европейского образца по причине того, что конструктивно европейские мусоровозы прошли более длительный путь эволюции и являются более совершенными. Плюс применение современной элементной базы и комплектующих также позволяет проектировать мусоровозы более высокого уровня. В Москве и Подмосковье есть еще ряд предприятий, которые работают с европейскими производителями. Сегодня можно говорить, что российские производители занимают нишу низкого ценового диапазона и, наверное, это оправдано, поскольку российский потребитель не так избалован избытком денежных средств для того, чтобы покупать высококачественную, но дорогую продукцию. Многие предпочитают купить более дешёвую продукцию, но в большем количестве.

Мы («МАЗ») ещё только учимся. Наш диапазон — средний между российской и европейской техникой. По цене мы находимся чуть выше, чем российские производители, поскольку подтверждаем наличие мусоровозов, разработанных с применением европейских норм и стандартов. На новых мусоровозах марки «МАЗ» в базовую комплектацию входит камера заднего вида с цветным монитором и другие элементы, которые оговариваются в европейских стандартах. На своих мусоровозах мы применяем импортные износостойкие стали HARDOX».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: