Тахографы: польза или вред?

Тахографы в грузовых автомобилях массой свыше 3,5 тонн, согласно закону, должны быть установлены уже как год. Пока в ходу ещё и аналоговые приборы для измерения параметров движения и времени, проведённого за рулём. Но с 1 июля 2016 года они станут вне закона. Придётся приобретать цифровые. Водители и руководители автопредприятий, которым предстоит сие «удовольствие» (да и те, кто уже оснастил автопарк приборами) высказывают недовольства. Мол, и дороги у нас такие, что, в соответствии с нормами, дальнобойщик едет вдвое-втрое дольше. И мест для отдыха водителей нет на сибирских дорогах. Да и сам тахограф купить – недешёвое удовольствие. А его ещё и проверять нужно каждые два-три года. И тоже за деньги. В условиях кризиса противников внедрения контролирующей техники становится больше, чем сторонников.

Вопрос экономики

«Действительно, стоимость тахографов с установкой начинается от 30 000 рублей и зависит от конкретного транспортного средства. Если автомобиль не оборудован датчиком скорости или в нём отсутствует возможность подключения по шине CAN, стоимость оснащения будет значительно выше за счёт необходимости использования дополнительных компонентов. Вместе с тем необходимо отметить, что в России отсутствует компонентная база для микроэлектроники, и все отечественные тахографы используют импортные комплектующие, но несмотря на двухкратное увеличение курсов иностранной валюты стоимость тахографов в течении 2014-2016 года практически не менялась», — подтверждает директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями компании «АТОЛ ДРАЙВ» Генадий Линник.

Выбор моделей не отличается разнообразием. В реестре ФБУ «Автотранс» России насчитывается с десяток моделей. Однако это больше, чем в тех же странах Европы.

«Восемь моделей — это достаточно весомое количество, если учесть объемы и емкость данного рынка. Например, тахографы европейского образца производят только три широко известных компании. На отечественном рынке производители предлагают большой выбор данной продукции, и конкуренция здесь высока, что, безусловно, благоприятно влияет на конечную стоимость для клиента», — говорит руководитель отдела продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь» Алексей Залогин.

«В реестре ФБУ «Автотранс» перечислены не 8, а 10 моделей тахографов. Все эти модели соответствуют требованиям, изложенным в приказе №36 от 13 февраля 2013 года, например, имеют блок шифрования, это цифровые устройства и т. д. Почему производители не увеличивают этот ассортимент, это уже вопрос к ним самим. Но однозначно, что снижение цен при отсутствии новых конкурентных товаров ждать не приходится», — добавляет старший инженер установочного центра АО «ВСЦ ЕВРААС» Роман Рудь.

И ладно бы — просто выделить средства на приобретение нужного тахографа да подключить силами штатного механика. Ан нет! В статью расходов придётся заложить и затраты на инсталляцию оборудования.

«Установка тахографа осуществляет специализированная тахографическая мастерская, которая внесена в реестр ФБУ «Росавтотранс» и имеет соответствующее клеймо для пломбировки соединений. Для активации тахографа мастерская должна обладать лицензией на работу с криптографическими данными и располагать соответствующим программно-аппаратным комплексом. Установленный самостоятельно тахограф не будет соответствовать требованиям Приказа №36, и при первой же проверке на дороге водитель и предприятие будут оштрафованы», — разъясняет Генадий Линник.

«Необходима установка, калибровка оборудования, приобретение карт предприятия, водителей. Таким образом выходит совсем не бюджетный вариант в среднем от 38 000 рублей. Можно, конечно, купить бывший в употреблении тахограф. Однако важно знать на каком транспортном средстве он стоял, где оно было зарегистрировано, соответствует ли тахограф требованиям. При наличии этих данных специалисты мастерской отзовут регистрацию снимаемого тахографа с ранее установленной машины и предложит приобрести новый модуль СКЗИ, активируют и произведут калибровку. Стоимость модуля СКЗИ, в среднем, — 2/3 от стоимости тахографа. Экономия небольшая, а вот дополнительных трудозатрат — масса.
Приобрести и установить тахографы самостоятельно, к великому сожалению предприятий и предпринимателей, невозможно. Так как (вырезка из законодательства) «тахографы можно установить в мастерских, сведения о которых внесены в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, опубликованный на официальном сайте Росавтотранса, в разделе «Система тахографического контроля РФ». Услугу оказывают сертифицированные специалисты, а предприятие должно подтвердить соответствие мастерской Требованиям и иметь лицензию ФСБ России на осуществление деятельности по криптографической защите, что подразумевает работа с блоком СКЗИ», — напоминает Роман Рудь.

Фото: глонасс59.рф

С криптозащитой или без?

Отдельные споры возникают как раз по поводу пресловутого блока СКЗИ. Начав разбираться в перипетиях российского законодательства, можно найти несоответствие в документах. В частности, Федеральный закон «О техническом регулировании» в п. 3 ст. 4 устанавливает, что любые акты в сфере техрегулирования, изданные федеральными органами исполнительной власти, носят рекомендательный характер. К таким актам относятся Приказы Минтранса №36 и 237, содержащие требования об обязательном наличии блока СКЗИ. Получается, что формально, можно покупать и устанавливать тахографы без криптозащиты.

«Действительно, технический регламент не устанавливает обязательного наличия блока СКЗИ в тахографе, а Приказы Минтранса носят рекомендательный характер. Владелец ТС сам решает, какой тахограф выбрать для установки, но нет никаких гарантий, что законность такой установки не потребуется доказывать в суде, так как, скорее всего, инспекторы ГИБДД всё равно будут выписывать штрафы за несоответствие тахографа установленным требованиям. А это лишняя трата денег, сил и времени.
Наиболее оптимальным будет решение действовать в рамках законодательства РФ и установить требуемые устройства, а для владельцев ТС с устаревшими устройствами — ближе к началу 2018 года заменить их на соответствующие модели. На данный момент речь об отмене тахографов не идет, так что лучше, когда предпринимательская деятельность соответствует установленным требованиям», — сообщили нам в юридической службе ООО «Евраас-УК».

«Правовая основа применения тахографов обеспечивается Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы». Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. №1213 определено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливает Минтранс России по согласованию с МВД России и ФСБ России, а порядок оснащения транспортных средств тахографами — самостоятельно Минтранс России. На основании этого никакого рекомендательного характера у приказов Минтранса нет», — парирует Генадий Линник.

«Наличие криптозащиты продиктовано не только формальной буквой закона, но и условиями эксплуатации оборудования, а также необходимостью обеспечения высокого уровня безопасности получаемых данных в современных реалиях. На всех моделях техники Scania установлены тахографы с блоком криптозащиты, для нас это понятная и логичная мера, которой не стоит пренебрегать. Надо сказать, что для компаний, занимающихся международными перевозками, возможна установка ЕСТР тахографов. Этот выбор не противоречит российскому законодательству и остается за собственником», — добавляет Алексей Залогин.

«Ни одна мастерская не будет предлагать иной тахограф, нежели установлено в реестре. Ведь все мы дорожим своей репутацией, и несём ответственность за качество предоставленной услуги перед клиентом, и гарантированно защищены от неприятностей, устанавливая только утверждённое перечнем Росавтотранса оборудование», — уверяет Роман Рудь.

А как же частники?

Немало копий сломано и в спорах об установке тахографов на грузовики частных лиц. Логика чиновников понятна: «зачем покупать грузовик, если не зарабатывать с его помощью?». Допустим, для городских условий это приемлемо. Но существует ещё армия машин категории С, D и E в сельской местности. Они давно не новые, в основном производства времён СССР, но массой свыше 3,5 тонн. Какой смысл человеку, который использует машину для перевозки дров для отопления собственного дома или бани, результатов покоса для прокорма скотины тратить огромную сумму на покупку тахографа, а потом ещё и оплачивать его калибровку и проверку?

«Купил я самосвал ЗИЛ для своих нужд в деревне. Надо сено привезти, навоз либо торф. Ехать по трассе с сенокоса 20 км, и вот эти километры становятся раем для гаишников («золотое дно»). Вопрос для наших депутатов: вы решили крестьян вовсе на колени поставить? А ещё совет им же. Вы из своих «меринов» и «лексусов» пересядьте в ЗиЛ или ГАЗ, который старей поповой собаки и четыре часа за баранкой проведите!!! И тогда вопрос о тахографах к советскому автопрому сам собой отпадает. Вот сами посчитайте: машина 120 000 рублей, тахограф 40 000 + установка+ карты вот вам и 200 000 рублей выплывает. Вопрос: нах…н мне сельское хозяйство, пойти на биржу труда как попрошайка пять тысяч кляньчить??? Вы уж там задумайтесь», — справедливо возмущается на одном из форумов в Интернете пользователь с ником Алексей Владимирович.

Тут надо внести небольшую ремарку, которая, по идее, должна остановить споры. Дело в том, что тахографы обязаны устанавливать индивидуальные предприниматели и юридические лица. Если грузовым транспортом массой свыше 3,5 тонн владеет частное лицо, то ему волноваться не стоит. Пока не стоит.

«Данная проблема рассматривается на самом высоком уровне, 14 марта 2016 на Госсовете под председательством Владимира Путина озвучена инициатива ГИБДД по запрету регистрации грузового транспорта на физические лица. В случае ДТП большой грузовик наносит колоссальный ущерб независимо от того перевозил он груз для личных нужд или для производства», — напоминает Генадий Линник.

«Если техника попадает под определение «коммерческий транспорт», она должна соответствовать всем предъявленным требованиям. Кроме того, случаи использования такой техники в личных целях крайне редки, поскольку варианты приобретения самосвала для перевозки щебня для строительства своего загородного дома или автомобиля для коммунальных нужд для уборки улицы около своего коттеджа не являются оптимальными с экономической, эксплуатационной и других точек зрения. В нашей практике был только один подобный факт — автодом на базе шасси Scania 4×4 был приобретен для охотничьих нужд в личное пользование. Вряд ли под такие единичные случаи необходимо предусматривать соответствующие пункты в законодательстве», — считает Алексей Залогин.

«По опыту общения с водительским составом и их руководством, имеет место быть существенная переработка и нарушение всех норм и, как следствие, водители засыпают за рулем, нарушают скоростной режим. Какого-либо контроля до настоящего момента не было. Мое мнение: тахографы нужны. Я не хочу, чтобы очередной грузовик или автобус с заснувшим водителем (аварии в Ачинске и под Балахтой в Красноярском крае летом 2015 года тому подтверждение) уносил наши жизни», — рассуждает руководитель транспортной компании «Энергия» Дмитрий Северинов.

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Роман Рудь
Роман Рудь, старший инженер установочного центра АО «ВСЦ ЕВРААС»

Роман Рудь, старший инженер установочного центра АО «ВСЦ ЕВРААС»:
«Установку тахографов не отменят, скорее и в дальнейшем государство будет принимать кардинальные меры, например, примет новые законодательные акты, ужесточит контроль на дорогах, проверки. Причин для этого несколько. Во-первых, использование тахографов помогает государственным органам осуществлять контроль за организацией работы водителей: режим работы и отдыха, соблюдение скоростного режима, что обеспечивает безопасность и порядок на дорогах. Во-вторых, данная система ведёт к повсеместному переходу на «национальный» стандарт системы навигации ГЛОНАСС, что обеспечивает интересы государства и ведёт к социально-экономическому развитию страны и даёт возможности расширения международного сотрудничества».

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Генадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями компании «АТОЛ ДРАЙВ»:
«Нормативно-правовые акты обеспечивают применение тахографов, соответствующее только утверждённым требованиям. Вместе с тем, манипулируя правовой неграмотностью перевозчиков, недобросовестные мастерские практиковали, да и продолжают практиковать установку тахографов без блоков криптозащиты. Они представляют заказчикам большой перечень аргументов.

Генадий Линник
Генадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями компании «АТОЛ ДРАЙВ»

В то же время необходимо понимать, что государственный курс на внедрение отечественной системы тахографического контроля является частью подхода Правительства, направленного не только на улучшение безопасности дорожного движение, но и на упорядочивание рынка автомобильных перевозок в целом. И внедрение тахографического контроля является одним из ключевых элементов данной политики.
Действия недобросовестных мастерских по установке тахографов, не отвечающим требованиям Приказа №36, привели к тому, что декабрьскими изменениями государство приблизило срок переоснащения ТС, оборудованных аналоговыми тахографами и цифровыми тахографами без блока СКЗИ.
В конечном итоге перед заказчиками, решившими «сэкономить» путем оснащения их транспортных средств бывшими в употреблении аналоговыми и цифровыми тахографами, снова стоит необходимость переоснащения. Любые попытки «уклонения» от установки тахографов, соответствующих требованиям приказа №36, в конечном счёте, приводят к дополнительным расходам. По итогам Госсовета Президент России дал поручения по совершенствованию системы безопасности дорожного движения, одним из пунктов предусмотрено «б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление административной ответственности перевозчиков (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, должностных лиц организаций) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов».
А другим пунктом прописано «определение порядка использования данных, получаемых с помощью тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями, осуществляющих в некорректируемом виде регистрацию, хранение и передачу координат и параметров движения транспортных средств по сигналам ГЛОНАСС, в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности», что может свидетельствовать только об усилении работы по использованию тахографов».

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Алексей Залогин, руководитель отдела продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь»:
«Как и все новации, требование установки тахографов на первоначальном этапе вызывает сопротивление бизнеса и провоцирует волну недовольства, тем более что при его внедрении не всё идёт гладко, есть перегибы и шероховатости, в частности, связанные с модулями криптозащиты и активацией. Однако если посмотреть на идею непредвзято, то можно увидеть, что внедрение тахографов станет дополнительным стимулом к развитию рынка. Тахографы выполняют сразу несколько задач: повышают безопасность перевозок, не давая водителю ездить больше положенного времени, уравнивают возможности бизнесменов в организации рабочего времени своих сотрудников и избавляя последних от опасной необходимости проводить за рулём по 12-15 часов в сутки. То есть в целом тахографы будут способствовать повышению безопасности на дорогах. Если рассматривать эту ситуацию в стратегической перспективе, то использование тахографов даст импульс к развитию придорожной инфраструктуры, появлению цивилизованных площадок для отдыха, монофункциональных заправочных комплексов, мотелей, точек питания, которыми смогут пользоваться не только дальнобойщики, но и все без исключения водители. В рамках соблюдении режима труда и отдыха водители будут делать остановки, тем самым стимулируя спрос на объекты придорожной инфраструктуры, а также повышая безопасность и качество своего труда».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

автобус | Грузовик | закон | система контроля | тахограф
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: