«Снегоборцы»: легко ли убирать снег с дорог?

На красноярских интернет-форумах полно охов-вздохов водителей, суть которых сводится к традиционному: «Дороги никто не убирает, ездить невозможно». Мы, признаться, и сами автовладельцы, поэтому о состоянии дорог знаем не понаслышке. И по утрам видим, что снег с проезжих частей убран. Да и днем, зачастую, встречаем комплекты снегоуборочной техники, занятых делом.

Но видим мы лишь верхушку айсберга. А вот как именно очищают наши дороги и какая техника задействована в этом процессе? За ответами на эти вопросы мы отправились в организацию, отвечающую за чистоту улиц.

В неприметное с виду здание на ул. 60 лет Октября попасть с улицы сложно. Машине преграждает путь шлагбаум. За ним — раздвижные железные ворота. Пешим путем тоже придется миновать КПП — совсем как на режимном объекте. Благо о нашем визите предупреждены и после кратких формальностей мы оказываемся внутри.

На экране изображения web-камер с улиц Красноярска
На экране изображения web-камер с улиц Красноярска
Евгений Потылицин, заместитель директора по эксплуатации МП «Специализированное автотранспортное предприятие (САТП)»
Евгений Потылицин, заместитель директора по эксплуатации МП «Специализированное автотранспортное предприятие (САТП)»

В диспетчерской МП «САТП» два оператора. Справа на стене висят два телевизора, на которые с компьютеров дублируются изображения со 120 камер городских интернет-провайдеров и данные о передвижении спецтехники. Все машины оснащены системой ГЛОНАСС, и данные о перемещении и использовании уборочного оборудования поступает к диспетчерам. Отлынивать от работы не получится. Да, собственно, никто и не старается.

Вакансии на предприятии открываются редко. Уходить отсюда по собственному желанию никто не желает: работа, конечно, не самая простая, зато платят хорошо и стабильно. Всё-таки предприятие государственное.

«У нас есть водители, которые работают с самого образования предприятия (с 1979 года, ― прим. редакции). Они и передают свои знания более молодым сотрудникам. О карьерном росте мы заботимся. К примеру, приходят к нам трактористы, работают. Мы смотрим, лучших отбираем и отправляем на дополнительное обучение, чтобы они уже водителями автогрейдеров работали», ― с гордостью говорит заместитель директора по эксплуатации МП «Специализированное автотранспортное предприятие (САТП)» Евгений Потылицин.

В Красноярске официально 837 км дорог с асфальтобетонным покрытием. И большую часть из них обслуживают сотрудники МП «САТП».

По накатанной

Технология уборки дорог уже давно стала классической. Обслуживанием дорог специалисты заняты в основном в ночное время. Точнее с 21:00 на дороги выезжают десятки КДМ, обрабатывающих проезжие части песчано-солевой смесью. Затем эти же машины отвалами формируют снежные валы, которые потом с помощью лаповых снегопогрузчиков загружают в самосвалы и отправляют на специально отведенные полигоны. Работа кипит до 8 утра. В первую очередь убирают улицы с наиболее интенсивным движением, где в часы «пик» и днем уборочной технике оказываются не рады.

«Выехал посыпать дороги, горожане будут поддавливать ― всем вперёд надо. И тут же будут жаловаться на гололёд. У КДМ разброс песчано-солевой смеси до 10 метров в каждую сторону. Дайте вы проехать технике спокойно, подсыпать перед вами дорогу. Потеряете 5 минут, зато по хорошей дороге будете двигаться. Но нет же, все прорываются мимо. А у водителя какой выход? Машины же не будешь бить струёй песка ― побегут в суд, что испортили краску на дверях», ― вздыхает Евгений Викторович.

Технология уборки улиц традиционная: лаповый снегопогрузчик загружает самосвал
Технология уборки улиц традиционная: лаповый снегопогрузчик загружает самосвал

Про технологии, используемые в других странах в МП «САТП» знают. Но, говорят, не приживутся у нас мобильные снегоплавильни как в Канаде.

«Та же снегоплавильня ― это затратная вещь. Тут ещё надо и ливневые канализации иметь, и грязеуловители. Да и на такой большой город одну единицу же не поставишь. К тому же, эффективность её несоизмерима с затраченным временем. Пока под ней снег растает, наши 8-10 самосвалов уже вывезут гораздо большее количество снега», ― аргументирует Евгений Потылицин.

Можно было бы попробовать перенять практику скандинавских стран, где снег посыпают гранитной крошкой и укатывают. Или же разбрасывают ровным слоем гравий и поливают водой.

«Гравий весной нужно будет убирать. Представьте, какие усилия нужны для его уборки, обработки и складирования (если будет повторное использование). А мобильные снегоплавильни также опасны, как жидкие противогололедные реагенты, которые в Сибири не прижились из-за высокой аварийности на дорогах», ― уверяет руководитель отдела маркетинга ООО «Торговая Компания «КОММАШ – ГРАЗ» (производителя спецтехники) Елена Хаханина.

Поэтому в Красноярске снег продолжают убирать по старинке. Это и быстрее, и дешевле. Правда, более совершенные технологии периодически тестируют.

«Применение технологии очистки дорог сетчатыми ножами позволяет соблюсти требования ГИБДД, а также значительно снизить расходы, связанные с растратой фрикционных материалов на обработки дорог. Мало того, экономичный эффект наблюдается за счёт существенного снижения расхода топлива на машине, оборудованной сетчатыми ножами», ― рассказывает исполнительный директор ООО «Автогрейдер-СТЗ» Федор Сысоев.

«Мы ставили на грейдеры перфорированные ножи. Они неплохо справляются со своей задачей. Однако закупать новые мы не стали. Те ножи, что стоят на грейдерах с завода, хорошо снег убирают», ― вспоминает Евгений Потылицин.

В комплект уборочной техники входят: автогрейдер, снегопогрузчик и самосвал
В комплект уборочной техники входят: автогрейдер, снегопогрузчик и самосвал

Для уборки тротуаров в основном используют мини-погрузчики Bobcat с различным навесным оборудованием. На территории предприятия оно повсюду. Здесь и шнекороторные машины, ковши, ледоскалыватели, КУН, щётки для подметания. Используют и ручной труд. Бригады с лопатами, метлами и ломами погружают в микроавтобус и привозят на место уборки, где невозможно использовать технику.

«Людей в штате хватает, но когда начинается снегопад, идут звонки шквалом, охота было бы больше рук иметь. Но на данный момент у нас оптимальное количество людей», ― делится заместитель начальника по эксплуатации.

139 машин на 837 км дорог

Мы выходим на улицу, где фронтальный погрузчик поднимает огромные мешки. Издалека его работа чем-то напоминает игру в «Тетрис».

«Это соль техническая. А чуть дальше у нас и песок есть. Мы их смешиваем», ― объясняет Евгений Потылицин.

И действительно, на большой пескобазе трудится бульдозер, разрыхляя песок для дальнейшего использования.

Соли в МП
Соли в МП “САТП” хватит на весь зимний сезон

По пути замечаем три колонки АЗС, произведённые еще при СССР. Евгений Викторович говорит, что их давно не используют: «Нерентабельно это. Надо свой бензовоз иметь, разрешения оформлять периодически, обслуживанием заниматься. Поэтому на КНП техника заправляется».

На большой площадке стоят несколько комбинированных дорожных машин, автогрейдеров, снегоуборочных машин и самосвалов.

«Это техника для летней уборки, которая на консервации находится. Подметальные машины, илососы и т. д. Машины для уборки в зимнее время сейчас работают на улицах. Для этих целей у нас в автопарке находится 139 единиц техники, плюс имеются договоры на привлечённую технику, на случай обильных снегопадов», ― говорит наш экскурсовод.

В ангарах днём тоже стоит техника. В основном, на базе стареньких КамАЗов, но встречаются и ЗиЛы образца 1990-х. Обновляют автопарк снегоуборочных машин нечасто. Бюджет города не может позволить закупки многомиллионной техники. Последнее пополнение было в 2012 году. Тогда на предприятии появились 8 новых КДМ на базе КамАЗ-53605 с оборудованием итальянской Giletta. В «САТП» на них нарадоваться не могут. Бункер для песчано-соленой смеси сверху закрыт от осадков, водитель может не выходя из кабины на электронном планшете настроить плотность распределения пескосоли от 5 гр до 350 гр на квадратный метр. Да и хватает ёмкости одного бункера на подсыпку до 240 км дорог. По сравнению с работоспособностью старых КДМ — небо и земля.

КДМ на базе КамАЗ-53605 с оборудованием итальянской Giletta работает в разы эффективнее техники советского образца
КДМ на базе КамАЗ-53605 с оборудованием итальянской Giletta работает в разы эффективнее техники советского образца

Гордятся на предприятии и относительно новыми лаповыми снегоуборочниками производства «Дормаш» и «Амкодор». На тех моделях, что использовались несколько лет назад, транспортер был коротким. Самосвалы могли подъехать для погрузки только задним ходом. У тех же СнП-17, широко эксплуатируемых сейчас, база транспортера длиннее и загрузка происходит над кабиной. Таким образом, комплекту уборочной техники не нужно ехать по полосам «против шерсти». По словам Евгения Викторовича, у этих снегопогрузчиков и скорость подачи хорошая и в обслуживании они просты.

А вот отечественные подметально-уборочные коммунальные машины ЗиК МК-1500 специалистов разочаровали.

«Хотели скопировать с немецких CityCat, но неудачно вышло. Допустим, загружаешь ей полный бункер, и машина очень тяжёлой становится. Если CityCat тормозит двигателем, то у наших вся нагрузка на колодки. А они почти как на «Жигулях», и их часто обрывает. Такую массу остановить невозможно. К тому же наши машины цельные и длинные. Германские сочлененные, задняя часть с бункером поворачивает отдельно от кабины. Меньше радиус поворота и нагрузка не такая, а наши… Не очень они, ― сетует Евгений Потылицин. – Потребность в обновлении есть. На предприятии износ автопарка 81%. Но технику мы бережём, стараемся за ней ухаживать. К этой зиме мы 7 комбинированных дорожных машин полностью отреставрировали своими силами. Выглядят как новые теперь».

Немецкие CityCat 2020 намного удобнее отечественных ЗиК МК-1500
Немецкие CityCat 2020 намного удобнее отечественных ЗиК МК-1500

Тем не менее, у любой машины есть свой ресурс. Не говоря уж о навесном оборудовании. И полностью отказаться от использования старой техники не получится.

«Машины уже за 2-3 сезона существенно изнашиваются, теряют внешний вид. Многие предприятия в России сегодня используют технику по 8-10 лет. Полное оснащение автопарка предприятия по уборке ― дело затратное. Всё зависит от комплектации машины. В среднем, одна машина стоит от 3,5 до 4 млн рублей. Соответственно, обновление автопарка из 300 единиц перевалит за 1 млрд рублей», ― подсчитывает Елена Хаханина.

«В рамках подготовки к прохождению осенне-зимнего периода парк техники должен обновляться раз в год, что собственно и происходит в регионе благодаря программам субсидирования, кредитования и другим финансовым инструментам. Хотя должен заметить, что объёмы закупок ещё далеки от реальных потребностей организаций по обслуживанию дорог и прилегающих территорий. Если исходить из стоимости техники МТЗ-Гарант, то парк в 300 машин обойдётся в среднем от 400-500 млн рублей. При этом стоит учесть, что данная техника производится в Российской Федерации, в отличии от громоздких снегоплавильных заводов иностранного производства», ― говорит продукт-менеджер направления по продаже спецтехники ЗАО «Белагро Бел» Владислав Рыбалко.

У современных снегопогрузчиков база транспортера длиннее и загрузка происходит над кабиной самосвала
У современных снегопогрузчиков база транспортера длиннее и загрузка происходит над кабиной самосвала

Тем не менее, в МП «САТП» говорят, что даже и со старой техникой в этом сезоне справятся со своими обязанностями. Что-то подремонтируют, что-то подлатают.

«Главное, чистота уборки улиц, чтобы проезжая часть была доступна для движения автотранспорта. Каждый сотрудник знает, что ему делать. Работа интересная, еще бы с пониманием все относились», ― улыбается Евгений Потылицин.

Техника для уборки тротуаров
Техника для уборки тротуаров

МНЕНИЕ

Федор Сысоев, исполнительный директор ООО «Автогрейдер-СТЗ»
«Российские дорожники в последнее время стали всё более активно перенимать опыт своих скандинавский коллег, которые содержат трассы с интенсивностью движения менее 1 000 машин в сутки под снежным накатом. Уход за таким покрытием осуществлять проще и дешевле, и дорога под снежной коркой остается сухой. Снежный покров на дороге позволяет увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия за счёт обеспечения теплоизоляции и сокращения количества переходов через ноль (именно такие температурные колебания особенно разрушительны и опасны для дорог). Ещё один плюс — отсутствие влияния реагентов, что позволяет дорожному полотну служить намного дольше и не разъедает шины автомобилистов. Содержание дорог «в накате» позволит во многом снизить затраты на восстановление асфальтобетонного покрытия, а также продлит срок его службы. Только зимнее содержание 1 км магистрали под УСП на 43,9% дешевле, чем содержание 1 км дороги по традиционной технологии с очищенным асфальтобетонным покрытием.

Анализ опыта скандинавских стран показывает, что грунтовые и асфальтовые дороги, содержащиеся под снежным накатом, оптимально очищать и профилировать специальными сетчатыми ножами, которые после прохода оставляют «бороздки», заполняемые в дальнейшем средствами для обработки дорог — песком, гранитной крошкой и т. д. Нож с перфорацией (сетчатый нож) легко «взрезает» любую уплотненную, ледяную поверхность за счёт прерывистой режущей кромки. Оставляемые на дорожном полотне бороздки после прохода таким ножом эффективно удерживают автотранспортные средства и без обработки противоскользящими материалами.

Дополнительная обработка гранитной крошкой требуется только на опасных участках дороги (через мосты, дороги, оснащенные опасными поворотами, и т. д.). Гранитная крошка, которой обрабатывается дорога, практически не уносится из рабочей зоны за счет «бороздок», оставляемых сетчатыми ножами».

В МП
В МП “САТП” Красноярска в основном используют автогрейдеры ГС-14.02 от “Брянского арсенала”

МНЕНИЕ

Владислав Рыбалко, продукт-менеджер направления по продаже спецтехники ЗАО «Белагро Бел»:
«В этом году мы предложили новую снегоуборочную технику на базе тракторов «Беларус». Предлагаемое нами шнекороторное оборудование идеально вписывается в современные реалии рынка уборочной техники. Основная особенность этого оборудования в том, что оно не требует установки ГХУ (гидроходоуменьшителя). Ещё одна особенность — это быстрый монтаж и демонтаж оборудования, всего 5 минут и оборудование готово к работе. Высота убираемого покрова снега от 1 до 2 метров, при этом дальность отброса снега достигает 25 метров.

Данная техника не требует каких-то особых условий работы и сервисного обслуживания. К тому же, отсутствуют проблемы с запчастями и гарантийным ремонтом, если таковой понадобится, хотя, как показывает практика — техника работает без сбоев весь период эксплуатации».

КДМ готовы выехать на уборку улиц Красноярска при любом снегопаде
КДМ готовы выехать на уборку улиц Красноярска при любом снегопаде

МНЕНИЕ

Елена Хаханина, руководитель отдела маркетинга ООО «Торговая Компания «КОММАШ-ГРАЗ»:
«Коммерческие организации рассматривают и новые виды уборочной техники, в том числе импортную. Однако надежды на усиленную эксплуатацию не всегда бывают оправданны, так как некоторые модели не предназначены к работе при значительных низких температурах. Именно поэтому выбор техники отечественного или зарубежного производителя происходит после долгого скрупулезного сравнения характеристик машин.

А муниципальные предприятия предпочитают классические модели оборудования. Они высоко заменяемы по запчастям, не требуют больших усилий по обучению механиков, водителей. Кроме того, в парках, зачастую, есть своя ремонтная база, которая позволяет в короткий срок привести машину в рабочее состояние.

Мы сейчас предлагаем КДМ с автоматическим управлением ширины и плотности посыпки ПГМ, а также с возможностью управления навесным оборудованием из кабины водителя. Все заданные настройки не зависят от скорости движения автомобиля. Также ультра-городские КДМ на шасси «ГАЗон Next». Благодаря своим компактным размерам, позволяют производить уборку дорог и барьерных ограждений на узких улицах, парках и скверах, придворовых территориях».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дорожники | ЗиЛ | КАМАЗ | КДМ | снегопогрузчик | снегоуборочная техника | уборка улиц
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: