Полуприцеп с «цилиндром»

Если статистика не врет, то с 2000-х годов доля импортных полуприцепов-цистерн неуклонно росла. Российские компании по каким-то причинам предпочитали закупать именно европейские емкости для перевозки топлива, цемента, нефти, газа, муки и т. д. Хотя в последние несколько лет отечественные производители не только подтянули качество своей продукции до уровня мировых лидеров рынка, но и в некоторых особенностях даже оказались на голову выше. А тут еще грянул кризис, доллар и евро подорожали, а вместе с ними и немецкие с турецкими товары. Объявленный курс на импортозамещение должен сыграть на руку российским производителям. Мы попросили их представителей ответить на несколько вопросов об особенностях выпускаемых моделей и секретах экономии потребителями без потери качества.

Алексей Стороженко, руководитель отдела по связям с общественностью компании BONUM

О продукции

«Наша компания специализируется на производстве полуприцепов-цистерн и только. Иногда встречаются заказы с дополнительными отсеками или просто с одним отсеком. Наши инженеры работают над уменьшением массы самого полуприцепа, рассматривают возможности использования современных материалов для изготовления полуприцепов».

Об эксплуатации

«Универсальных цистерн по видам груза, к сожалению, нет. К каждому виду и типу груза есть свои требования. Однако некоторые перевозчики используют свои хитрости, и могут перевозить разные виды грузов в одной цистерне сразу или поочередно. Это касается текучих (жидких) грузов. Тут несколько вариантов: бензин-дизельное топливо можно перевозить в разных отсеках, также многие после перевозки одного вида топлива заливают другое.

Что же касается цистерн для транспортировки битума и сырой нефти ― тут тоже свои нюансы. Битум перевозится в жидком состоянии, а значит, в очень горячем виде. Чтобы груз не остыл, колбу цистерны покрывают термической изоляцией из негорючего материала, а сверху обшивают тонколистовым металлом. Еще внутри колбы установлена тепловая магистраль или пароподогрев. Автономный используют для транспортировки в очень холодных климатических условиях и на дальние расстояния. А подключаемый при разгрузке ― для небольших расстояний. Сырую нефть можно перевозить как в битумовозах (если раньше перевозили битум, то обязательно цистерна моется изнутри) с термоизоляцией, так и в обычных цистернах для светлых ГСМ. А, к примеру, песок нельзя перевозить в цистерне для цемента, так как песок — очень сильный абразив и, как правило, его перевозят самосвальной техникой.

Если в цистерне перевозится один вид топлива и внутрь колбы не попадают посторонние предметы и/или жидкости, то регулярная чистка колбы внутри необязательна. Обязательная чистка (отпаривание, мойка) производятся только в случае ремонта самой колбы или если внутрь попали посторонние жидкости.

Водитель должен соблюдать стандартные противопожарные меры безопасности. И стандартные правила эксплуатации на дорогах общего пользования. Каждый производитель может дополнять правила эксплуатации. К стандартным можно отнести следующее: заземление ППЦ при загрузке/выгрузке, наличие огнетушителей, соблюдение скоростного режима, регулярная проверка ходовой части и тормозной системы».

Александр Кустов, продукт-менеджер завода «ГРАЗ»

О продукции

«Завод ГРАЗ производит один тип полуприцепов-цистерн под светлые и темные нефтепродукты. Бензовозные полуприцепы ― цистерны, предполагаем, производить сложнее. Есть сильные требования к безопасности, поскольку груз огнеопасный. Это сказывается на необходимом оборудовании и квалификации рабочих. Кроме этого, много узлов и агрегатов обязаны быть установлены на данном техники ― дыхательные клапаны, тройная запорная арматура, элементы заземления и т. д. Поэтому цистерны ― не дешевые в производстве.

Ну и вообще гнуть метал в нужную, довольно сложную форму с внутренним устройством перегородок и усилителей, сложнее нежели сделать к примеру тент или самосвал. Там конечно тоже есть свои нюансы, но технологических операций там явно меньше, и они легче.

Более-менее универсальная форма цистерны ― это цилиндр. Его используют и для перевозки топлива, и пищевых грузов, и сыпучих грузов. Но, конечно, нельзя в одной цистерне перевозить все грузы ― слишком разные требования к каждому из типов по конструкции и безопасности эксплуатации. Да и указанная форма является панацеей ― она обладает самым высоким центром тяжести (а это особенно важно на российских дорог ― на неровных дорогах или на крутых поворотах цистерны с более высоким центром тяжести имеют повышенный шанс улететь с дороги, что неоднократно и проходило) и собственной высотой, ограничивая ее использование.

Кроме того, из-за формы цистерны нагрузки на ССУ и оси тележки далеки от оптимальных и мало управляемы. Зато ее изготовление наиболее простое, поэтому она наиболее дешевая по цене. Ну и снаряженная масса у этого полуприцепа или надстройки самая низкая».

Об эксплуатации

«Водитель должен содержать свое «рабочее место» в надлежащем виде, проверять работоспособность узлов и агрегатов в указанное в руководстве по эксплуатации время и использовать полуприцеп в соответствии с его предназначением.

Для транспортировки нефтепродуктов в нормальных условиях необходимости в этом нет. Все шлаки, если они и есть, уходят через донную арматуру вместе с продуктом. Если их нет, то и чистить нечего. Если говорим о цистернах из черной стали, то при постоянном контакте с топливом она не ржавеет изнутри (по крайней мере этот процесс очень замедлен). На цистернах из алюминия и нержавеющей стали этого нет вообще».

О необычных решениях

«Самый необычный из произведенных полуприцепов ― ТЗА-30, полуприцеп для заправки авиационной техники объемом 30 м3. Его особенностью является сочетание двух типов АТС — авиационного заправщика с его сложной насосно-фильтрационной системой и узлом заправки воздушных судов и полуприцепа-цистерны, способного эксплуатироваться на дорогах общего пользования, при этом не нарушая дозволенные весовые нагрузки. Эта техника предназначалась для аэропортов, наливные станции которых находятся за пределами аэропорта. До этого все предприятия производили либо полуприцепные ТЗА для эксплуатации на аэродроме, либо полуприцепы для эксплуатации на дорогах общего пользования. Нам удалось соединить два типа в одной модели. Разумеется, не обошлось и без «детских болезней», которые были решены силами нашей сервисной службы завода и конструкторов.

В результате созданная техника успешно выполняет свои функции, появились заказы на аналогичную технику».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: