Фото: forum.motolodka.ru

Запас прочности техники. Работа с перегрузом

О склонности российских бизнесменов получать максимум доходов, даже нарушая правила техники безопасности, уже ходят байки. Производители грузовых шасси, кузовов, прицепной и подъемной техники уже даже закладывают запас прочности в проектируемые модели. Пожалуй, только в России так массово техника работает с перегрузами, перевозя едва ли не вдвое больше положенного груза «на одном плече» или поднимая стрелой больше положенного. Существует ли способ продлить срок эксплуатации машин, нагружая их до треска рессор и стрел или не стоит искушать судьбу?

Испытание прочности

Вопросом о получении максимальной эффективности от техники задается, пожалуй, каждый ее владелец. И зачастую, сэкономив на покупке, к примеру, 5-тонного грузовика и приобретя 3,5-тонный, его используют с таким перегрузом, что диву даешься — как машина еще передвигается. И какую бы высокопрочную сталь не использовали производители — всему есть предел.

«Запас прочности действительно существует, но полагаться на него, учитывая специфику российского бизнеса и условия эксплуатации техники, нельзя. Ведь даже незначительные превышения скорости на дорогах с плохим покрытием, нагрузки на гравийных дорогах или, например, нагрузки от скручивания автомобиля на бездорожье порой в несколько раз превосходят допустимые и полностью нивелируют запас прочности», — уверяет руководитель направления продаж коммунальной, дорожной и специальной техники ООО «Скания-Русь» Антон Павловский.

«Запас прочности необходим для того, чтобы учесть неточности расчета, связанные с неопределенными условиями, наличие возможных дефектов материала и последующее снижение прочности из-за коррозии металла, естественного износа и прочего. Запас прочности для обеспечения эксплуатации с систематическим «перегрузом» не предусматривается», — объясняют специалисты отдела сервиса ООО «Хино Моторс Сэйлс».

Правда, не стоит путать понятия «запас прочности» и «запас грузоподъемности». Это вовсе не синонимы. Заявленные 20-30% прочности отнюдь не равны этому количеству запаса возможностей техники для подъема или перевозки груза. То есть, если кран рассчитан на 10 т тяжести, висящей на конце стрелы, то не стоит выжимать из него «все соки» и пытаться захватить 12 тонн. Если предельная грузоподъемность самосвала установлена на уровне 15 т, то при нагрузке в 18 тонн он может попросту не доехать до пункта назначения. Хотя из каждого правила есть исключения.

«Производители закладывают некоторые решения, позволяющие увеличить грузоподъемности техники еще на стадии проектирования линейки машин. Но делается это для унификации производства. Например, применяются усилители шасси и рам. Это дает прирост до 20%. Но любой перегруз уменьшает срок эксплуатации. Это обусловлено усталостью металла. Срок эксплуатации обычно составляет 10 лет при номинальной нагрузке. Если нагрузку увеличить, то ресурс узлов и агрегатов машины соответственно уменьшится. Перегружая технику, ее «убивают» за 3-5 лет, а потом продают», — говорит сервисный инженер ООО «Лонмади» Владимир Жилов.

«Для каждого из критериев прочности материала специалисты экспериментально устанавливают его предельные значения. Далее, по предельным значениям они определяют допускаемые значения этих критериев, разделив предельные значения критерия прочности на соответствующий коэффициент запаса прочности. Значения коэффициентов запаса прочности назначаются на основе опыта эксплуатации с учетом степени ответственности проектируемой конструкции, расчетного срока ее эксплуатации и возможных последствий ее разрушения. При этом расчет наиболее ответственных и энергонасыщенных конструкций машин и аппаратов регламентируется отраслевыми нормами и стандартами. Однако эти нормы периодически пересматриваются — по мере накопления опыта эксплуатации, развития методов исследования физического состояния конструкций и совершенствования методов обеспечения прочности.
Хотя при расчете по допускаемому числу циклов нагружения могут быть использованы существенно большие значения этих коэффициентов, мы не рекомендуем при эксплуатации техники превышать указанную в паспорте грузоподъемность — эта цифра оптимальна для эффективной работы машины. «Перегрузы» могут привести к вынужденным простоям техники и необходимости ее ремонтировать», — предупреждает советник исполнительного директора ООО «Сервис Промышленных Машин» Евгений Платов.

Не влезай, убьешь

Чем грозит перегруз для того же грузовика, полагаем, объяснять не надо. Топливо «в трубу», грыжа на шинах, лопнувшие рессоры, искривленные лонжероны на раме, изношенные зубья редуктора моста, обрыв карданного вала, невозможность быстро остановить машину, опрокидывания. Список можно продолжать. Тем не менее, отечественные Левши все же находят решения. Самое популярное — установка пружин большей жесткости, а также добавление листов в подрессорник и под коренной лист. Визуально машина не проседает даже с перегрузом. И счастливый обладатель грузового авто уже спешит к клиенту, забирая вдвое больше положенного по весу груза.

«Усиливать какой-то один или несколько элементов можно до бесконечности, но нельзя предполагать, что другие части с превышенной нагрузкой справятся. Важно понять и запомнить главное правило: автомобиль или другое техническое средство перевозки грузов создается под конкретную транспортную задачу, для перевозки определенного типа и количества грузов. И пренебрежение рекомендаций производителя может привести к разочарованию. Ведь производитель учитывает множество характеристик: грузоподъемность, собственный вес, стоимость изготовления, стоимость эксплуатации, комфорт, ремонтопригодность, долговечность и т. д. Любое самостоятельное вмешательство оказывает влияние на все транспортное средство, а это — большой риск», — предостерегает Антон Павловский.

Другое дело — полуприцепы. Их грузоподъемность можно увеличить, например, поставив автошины с увеличенной нагрузкой. Правда, проблема упрется в возможности рамы. Поэтому лучше обратиться к производителю, который снизит снаряженную массу полуприцепа за счет композитных материалов для надстроек рамы и увеличит число осей.

«На помощь производителям приходят современные технологии, которые позволяют использовать высокопрочный импортный металл, который за счет снижения геометрических параметров делает конструкцию рамы легче. Для своих клиентов, по спецзаказу, мы можем изготовить раму из высокопрочных марок импортного металла. Любые самостоятельные изменения в конструкции полуприцепа грозят серьезными проблемами на дороге. При проектировании каждой новой модели полуприцепа наши специалисты принимают во внимание отзывы клиентов, и постоянно предлагают и внедряют новые конструктивные решения. Согласитесь, что «умелец» не обладает теми знаниями и технологиями, которые есть на заводе. Также следует помнить, что внесение изменений в конструкцию снимают технику с гарантии. Применительно к данному вопросу, со своей стороны, мы не рекомендуем вносить столь серьезные изменения в конструкцию», — заявляет начальник отдела продаж техники ООО ПКФ «Политранс» Максим Хмель.

Изгиб стрелы тонкой

Торопясь выполнить работу быстрее, техникой безопасности пренебрегают и операторы ломовозов, башенных и автокранов, КМУ и другой подъемной техники. Согнуть стрелу — дело нехитрое. А вот починить… Авторизованные сервисные центры зачастую просто отказываются браться за восстановление стрелы. И не потому, что им не хочется. Вмешательство в конструкцию секции (особенно, если речь идет о сварке) грозит ее ослаблением. И если после таких работ стрела сломается повторно, то могут погибнуть люди. А это и уголовная ответственность и моральная. Да и по репутации сервиса ударит. Обычно предлагается полностью заменить крановую установку или, как минимум, саму стрелу. Некоторые кулибины все же рискуют вырезать поврежденный участок стрелы и вварить на это место фрагмент от такой же стрелы. Только вот грузоподъемность уже будет намного ниже, так как шов будет слабым местом в конструкции.

Усилить стрелы пытаются и приваркой уголков, и дополнительными пластинами жесткости. Но при нарушении технологии приварки внутренних ребер жесткости результатом становится ЧП на стройке.

«Пытаясь повысить грузоподъемность, наши народные умельцы, считая себя умнее целого конструкторского бюро, работающего над созданием кранов, начинают самостоятельно влезать и изменять конструкции крана без согласования с заводом-изготовителем. Башенный кран, несмотря на свою простоту, является сложным техническим механизмом, в котором все элементы связаны между собой, рассчитываются на определенные усилия, моменты, нагрузки, и в случае замены одного из них на другой может привести к нарушению всей цепочки расчетов. Наш опыт работы с заводом SAEZ показывает, что производитель оборудования с удовольствием примет любую информацию или предложения по каким-либо возможным улучшениям, решениям или пожеланиям, и после проведения определенных расчетов и проверок, может разрешить данные изменения, учесть их в дальнейшем производстве. Так, например, один из наших заказчиков остановил свой выбор на одной из моделей крана. Его устраивало в этой модели практически все, кроме одного параметра — грузоподъемности на определенном вылете стрелы. После нашего обращения на завод с данной проблемой были проведены некоторые дополнительные расчеты проектировщиками, согласно которым завод произвел усиление некоторых участков стрелы, и мы смогли предложить нашему клиенту те показатели, которые ему были необходимы в абсолютно законной форме и без значительных дополнительных затрат», — рассказывает исполнительный директор ООО «Саез Рус» Евгений Рыбкин.

Напомним, что многие (если не все) производители снабжают свою технику «защитой от дурака». Если оператор пытается поднять груз, превышающий возможности машины, то происходит либо отключение подъемного механизма, либо остановка двигателя. В бюджетном случае перед глазами оператора будет мигать лампочка или пищать зуммер. Особо рисковые эту защиту отключают.

«Подобные ограничители на спецтехнике ЧЕТРА стоят, прежде всего, на трубоукладчиках в соответствии с инструкциями Госгортехнадзора, которые обязывают производителей оснащать краны таким устройством. Механизм предотвращает как перегрузки самого крана (а они могут вывести машину из строя), так и минимизируют риск аварий, связанных с перегрузкой механизмов: перегрузка может стать причиной обрыва канатов и крюков, поломки деталей устройства подъема, образования трещин в конструкциях и т. д.
Кроме того, если ограничитель отключен, трубоукладчик при попытке подъема груза массой больше разрешенного, может опрокинуться. В соответствии с руководством по эксплуатации проверка работоспособности ограничителя нагрузки входит в перечень обязательных работ при ежесменном техническом обслуживании машины», — напоминает Евгений Платов.

Эксперт рекомендует

Евгений Рыбкин, исполнительный директор ООО «Саез Рус»:

Евгений Рыбкин
Исполнительный директор ООО «Саез Рус» Евгений Рыбкин

«Работая в сфере продажи и эксплуатации башенных и автокранов, мы часто сталкиваемся с тем того, что наши заказчики при выборе подъемных механизмов пытаются сэкономить на затратах, заказывая более дешевую, а соответственно, более слабую технику. В результате во время работы возникают вопросы о необходимости перегрузки для выполнения определенных процессов. К чему это может привести? Если это единичные случаи и величина перегрузки незначительна, скорее всего, ничего глобального не случится, так как любой производитель техники при проектировании механизмов закладывает определенный запас прочности. Так, например, завод по производству башенных кранов SAEZ (Испания), представителями которого является наша компания «Саез Рус», принимает к расчетам не менее 50% запаса прочности. Но это не говорит о том, что при грузоподъемности крана, например, 10 тонн, можно постоянно работать с грузом в 12 тонн, и не ждать последствий от перегруза. Во-первых, для того чтобы превысить допустимую грузоподъемность, необходимо, как минимум, отключить штатный ограничитель грузоподъемности (ОГП), наличие которого регламентируется Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. При этом каждое его отключение будет зафиксировано регистратором параметров и будет являться грубым нарушением вышеуказанных правил. В случае несчастного случая за это следует уголовная ответственность для владельца крана. Во-вторых, при постоянных перегрузках наступает более быстрый износ конструктива и механизмов, что сокращает срок возможной эксплуатации и может привести к серьезным поломкам и даже авариям».

Эксперт рекомендует

Максим Хмель, начальник отдела продаж техники ООО ПКФ «Политранс»:

Максим Хмель
Начальник отдела продаж техники ООО ПКФ «Политранс» Максим Хмель

«Без ущерба для узлов и агрегатов невозможно перевозить груза больше, чем заявлено в паспорте транспортного средства. По спецзаказу, мы, как производитель, можем разработать и изготовить любые индивидуальные опции по запросу клиента. Также напомню, что все изменения в конструкции, производящиеся самовольно, происходят не по ГОСТу, и владелец совершает их на свой страх и риск.

При эксплуатации тяжеловозных полуприцепов следует помнить, что в силу их конструкционных особенностей необходимо правильно располагать груз на платформе. Правильное расположение центра тяжести в сочетании с высоконадежными тормозными системами делают транспортировку грузов на полуприцепах эффективной и безопасной. Конечно, благодаря запасу прочности допускается перегруз, но при определенных дорожных условиях и по согласованию со специалистами компании «Политранс». Наши конструкторы дадут рекомендации как безопасно разместить перегруз на раме и какие особенности будут при загрузке и выгрузке груза.

Мы рекомендуем обращаться в сервисную службу, где наши специалисты ответят, каких последствий следует ожидать относительно конкретной модели полуприцепа вследствие вмешательства в конструкцию.
И все же главное зависит от навыков водителя, своевременного сервисного обслуживания и дорожных условий в местах эксплуатации. Только исправная техника и опытный водитель доставят груз в целостном состоянии и в срок, что и является нашей общей задачей».

Эксперт рекомендует

Евгений Платов, советник исполнительного директора ООО «Сервис Промышленных Машин», специализированного предприятия «Концерна «Тракторные заводы», специалисты которого проводят гарантийный и постгарантийный ремонт техники ЧЕТРА:

Евгений Платов
Cоветник исполнительного директора ООО «Сервис Промышленных Машин» Евгений Платов

«На стадии проектирования любой машины специалисты обязательно проводят расчеты и дают экспериментальную оценку возможности развития в несущих элементах проектируемых конструкций процессов разрушений различных типов: усталостного, хрупкого, квазистатического, разрушения вследствие ползучести материала, коррозии, износа в процессе эксплуатации и т. п. С каждым из таких механизмов разрушения связан определенный критерий прочности — та или иная характеристика физического состояния материала элементов машин и аппаратов, которая определяется расчетным или экспериментальным путем.

Увеличить производительность бульдозера можно, немного изменив конструкцию машины, например, установив сдвоенные колеса. Одна из основных функций систем сдвоенных колес — увеличить тяговое усилие трактора при выполнении тяжелых работ за счет роста площади сцепления колес с почвой. В результате тяговая способность техники возрастает, как и проходимость и устойчивость (последнее особенно важно при работе на влажной почве), следовательно, повышается и производительность работы. Аналогично увеличить производительность экскаватора можно за счет усиления поперечной устойчивости машины.

Можно повысить грузоподъемность трубоукладчика (под брендом ЧЕТРА выпущены пять моделей этой техники с грузоподъемностью от 12 до 107 тонн) с помощью откидываемого или выдвижного противовеса и при помощи увеличения кратности полиспаста грузоподъемного оборудования.

Наши потребители понимают, что основа длительной и безаварийной эксплуатации любой техники, основа ее производительности — профессиональное обслуживание машин с использованием оригинальных комплектующих и расходных материалов. Поэтому потребители своевременно обращаются в сервисные центры «ЧЕТРА-ПМ» и «СПМ» для оперативного решения всех возникающих вопросов.

Если же эксплуатирующая компания берется модернизировать машины самостоятельно, то чаще всего работает над усилением тяг, брусьев навесного оборудования, приваркой дополнительных защит, листов стали, откосов. Однако это в большей степени влияет на увеличение ресурса (от износа, от попадания грунта), нежели на увеличение производительности техники».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Hino | scania | грузовая техника | Грузовик | четра
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: