Уголок транспортной истории на МоторЭкспоШоу-2015

На традиционную для Красноярска выставку «МоторЭкспоШоу» в этом году приехали не только новинки автомобильного рынка, но и представители истории на колесах – раритетные модели авто. Железных коней родом из СССР и соцстран в «Сибирь» привез центр сохранения ретротранспорта «Авто-Ретро». Основу галереи составили легковые модели: «Запорожцы», инвалидные мотоколяски, «Москвичи» разных лет, фасонов и размеров. Но приехали на выставку и грузовики с фургонами.

Один из них – фургон «Жук». Его забавное название изначально было шуткой: кузова первых опытных фургонов красились в светлые и темные цвета в полоску ребро через ребро. Конструкторы прозвали их «колорадскими жуками», а позже прозвище стало официальным именем. Год выпуска выставочного «Жука» — 1991. На вкус любителей ретротранспорта, он, конечно, еще молод, но все же это уже история. «Жук» родом из Польши, но импортным автомобилем его мало кто считает. Во-первых, «курица не птица, Польша не заграница», а во-вторых, сделан фургон на базе автомобиля «Варшава», который, в свою очередь, являлся лицензионной копией нашей «Победы» (ГАЗ-М-20). «Жуку» достался модернизированный двигатель, который стал верхнеклапанным и обрел мощность в 77 л. с.

Автомобиль Жук польского производства

Автомобиль Жук польского производства

Потребителями «Жуков» был, в основном, население Советского Союза: у нас их ездило больше, чем в Польше. Своих фургонов в СССР было недостаточно, массово выпускались разве что УАЗ-452 (в народе за характерную форму прозванный «буханкой») да ереванский ЕрАЗ-762, который особой любовью не пользовался. Все остальные грузовые машины были слишком громоздкими: самыми маленькими оказывались ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Благодаря популярности «Жуков» в Союзе Люблинский завод выпустил почти 600 000 автомобилей.

Еще один не очень старый, но уже редкий экземпляр – РАФ-22038. Этот латвийский (а изначально – советский) микроавтобус запомнился жителям СССР как машина скорой помощи. Использовались они и как штабные пожарные автомобили, и как маршрутные такси, и в качестве служебных на предприятиях. Спецтехника на базе РАФов возила всю Олимпиаду-80: были и машины для перевозки олимпийского огня, для сопровождения велогонок и многих других спортивных дел. Золотые времена для РАФов закончились, когда на российских дорогах появились «Газели», которые превосходили произведение рижского автопрома по всем параметрам. Союз к тому моменту уже распался, и покупать «рафики» стало некому: зачем везти автомобили из теперь уже заграницы, если есть свои и лучше?
На РАФы у ретроклуба большие планы: в ближайшее время его участники собираются восстановить и показать красноярцам несколько оригинальных модификаций этого автомобиля.

«Сейчас в боксе на Парашютной стоит «скорая» на базе РАФ-2203, ее реставрация уже почти завершена. Собрали даже внутренние атрибуты – кресло, носилки и другие медицинские элементы.
Есть и еще одна задумка. В 1980-х годах в Красноярск привезли пассажирский автопоезд, который возил людей по Олимпийской деревне в Москве в 1980-м году. Тягач у него был сделан на базе РАФа, только несколько модернизированного: укороченная база, более мощный задний мост, пневматические тормоза с одной камерой на оба задних колеса. Были и вагончики к нему. Говорят, что хотели пустить этот поезд по набережной, но, похоже, что не удалось: даже старожилы города не помнят, чтоб такой у нас ходил. Так вот вагончики мы нашли на территории завода «Сибтяжмаш», состояние у них плачевное, но собираемся восстановить. Тягач, к сожалению, пропал, но мы уже подобрали подходящего «донора». А вообще, РАФ ведь сделан на базе 24-ой «Волги»: двигатель, коробка передач от нее. Так что запчасти для тягача найти будет несложно. Этот автопоезд – большая редкость: их к Олимпиаде буквально единицы выпустили», — делится планами администратор ретроклуба Илья Лопин.

ГАЗ-67Б РАФ-22038 Жук

ГАЗ-67Б и РАФ-2203

Самым габаритным участником выставки стал самосвал ЗИЛ-ММЗ-585Л, выпущенный в 1963 году. На таких машинах наши дедушки построили в первые послевоенные пятилетки всю Страну Советов. Водители любили эту машину за неприхотливость: двигатель у нее малооборотистый, с большим крутящим моментом, так что автомобиль очень проходимый. Мощность, правда, небольшая – всего 97 л. с, да и грузоподъемность, по нынешним меркам, маленькая – 3,5 т. В современных городских условиях на ЗИЛе двигаться очень тяжело: гидроусилителя руля нет – быстро не перестроишься. В крохотном зеркале заднего вида можно рассмотреть разве что собственный кузов, а «идти по приборам» могли позволить себе только советские водители, которые ездили по пустым дорогам.

«Таких ЗИЛов сохранилось очень мало: машины были государственными, и после того как отрабатывали свое, шли на металлолом. Этот конкретный автомобиль до наших дней дожил случайно. До 2010 года он ездил по «Сибтяжмашу», возил железо по территории. За забор его не выпускали: техосмотр машина бы не прошла. Когда мы его забрали, он выглядел очень плохо: металл кабины полопался от усталости, крылья будто жеваные, гнилые и в заплатах. Колеса от ЗИЛ-130. На кузове грубо наварены борта. Мы потихоньку его приводим в опрятный вид, с 2011 года машина ездит на выставки в День города, причем, к каждой из них готовится: что-то неродное теряет, что-то оригинальное приобретает. Железо по всему бывшему Союзу ищется. В Иланском, например, нашли ему новые крылья, капот из Москвы приехал, облицовка радиатора и двери у нас в городе нашлись. А родные колеса доблестная армия подарила. Сегодня машина уже в очень неплохом состоянии. Для полного счастья осталось только привести в действие гидроподъемник, чтобы кузов у него понимался. Он и сейчас рабочий, просто рычага включения нет, а конструкция его затейливая», — рассказывает владелец грузовика Павел Мезин.

ЗИЛ-ММЗ-585Л и ГАЗ-АА

ЗИЛ-ММЗ-585Л и ГАЗ-АА

В один ряд с этими «мирными» автомобилями на выставке встали машины фронтовые, ставшие одними из символов Великой Победы: ГАЗ-АА, известный как «Полуторка» и ГАЗ-67Б. Те самые автомобили, которые красноярцы уже видели в пробеге, посвященном Дню Победы.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.