В Красноярске появился центр сохранения ретротранспорта и дорожной техники

На территории автобазы на улице Парашютной сейчас стоит десяток автобусов и грузовых машин, на некоторых моделях ездили еще в середине XX века. Часть из них выглядит, будто только сошла с конвейера, другим требуется серьезный ремонт. Коллекция периодически пополняется новыми экспонатами, которые ищет по территории чуть ли не всего бывшего СССР бизнесмен Александр Кнапнугель.

Красноярский коллекционер уже долгое время связан с транспортом. При Советской власти он работал на грузовых машинах, сейчас возглавляет предприятия пассажирских перевозок. Сначала собирал модели 1:43, затем решил переключиться на 1:1. На поиск самих раритетов, запчастей для них и приведение в работоспособное состояние денег уходит много. Но оно того стоит.

«Всю жизнь я работаю с автомобильной техникой и вижу, как машины пропадают, уходят в металлолом. Следующее поколение сможет взглянуть на них только на картинке в компьютере. Поэтому я и занялся созданием этого музея, чтобы у всех была возможность завести, понюхать, прокатиться на машинах прошлых лет.
Года два тому назад я восстановил ГАЗ-67 и так заинтересовался этим, что до сих пор не могу остановиться. По роду деятельности больше всего меня, конечно, интересует общественный транспорт. В идеале я хочу собрать все автобусы, которые когда-либо ходили в Красноярске. Некоторых моделей, конечно, не сохранилось в природе, но на них вполне можно сделать хорошие реплики», — рассказывает владелец красноярского центра сохранения ретротранспорта и дорожной техники «Авто-Ретро».

Процесс реставрации идет почти без остановки. В боксе ставят на ход «карету скорой помощи» РАФ-22031-01. Ее сородич — микроавтобус РАФ-22038 «Латвия» уже готов тронуться в путь и взять пассажиров на борт. Благо, запчастей для двигателя и ходовой от «Волги» ГАЗ-24 в природе еще много.

А вот за комплектующими для «Колхиды», официально выпускавшейся как КАЗ-4540, пришлось побегать. Оригинальных новых запасных частей к прозванному в народе «Шайтан-Арбой» грузовику уже и не найдешь. Даже двигатель, сделанный на базе распространенного силового агрегата КамАЗ-740, просто так не купишь. Камазовский был 8-цилиндровым, а в Грузии на Кутаисском заводе ставили 4-тактный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-642. Коллекционер купил сразу две «Колхиды» почти без пробега, но они были разукомплектованы. И на обеих не было ТНВД. И только ради этого насоса Александр Кнапнугель приобрел третий грузовик-донор, который нашелся тут же в Красноярске. Из трех машин собрали одну полностью укомплектованную родными деталями и в прекрасном состоянии.

Зато особых проблем с восстановлением не было с популярными под конец эпохи перестройки ЛиАЗ-677М и Икарус-260.50. ПАЗ-3201 тоже прошел процесс мелкого ремонта. Косметического вмешательства и небольшой сборки в салоне требуют ЛАЗ-699Р «Турист» и ЛАЗ-695Н, а также Икарус-250.49. Хотя сами машины на ходу. А вот настоящий раритет ПАЗ-654 с деревянным кузовом требует серьезной операции по восстановлению. Это последний сохранившийся из шести выпущенных в 1959 году экземпляров, который коллекционер привез из Челябинска.

Своей очереди к рукам механиков и мотористов ждут также ГАЗ-53 и 66, микроавтобус Ныса-522, автобус «Кубань-Г1А1-01» и грузопассажирский ЕрАЗ-762.

А вот один из уцелевших редких экземпляров ЛиАЗ-158 в прошлом году красноярцы уже видели в так сказать не лучшей форме. Сейчас его также необходимо ремонтировать. Тем более, что неизвестные вандалы разбили в раритетном автобусе переднее стекло.

Реконструкцию экспонатов обещают закончить к июню этого года. Учредитель ретро-клуба хочет представить их на Дне рождения Красноярска для всех желающих. Отмытые и покрашенные грузовики и автобусы должны будут своим ходом добраться до площади перед Центральным парком, где с ними вживую смогут познакомиться все желающие.

«Планы относительно музея у нас очень серьезные. Большая цель — создание музейно-спортивного комплекса на острове Молокова. Место неслучайно выбрано: раньше там существовала полярная авиация, на Абаканской протоке около острова стояли гидросамолеты. Поэтому сегодня там планируют создать музей авиации — землю уже выделили. Рядом будет военно-патриотический клуб и моторно-спортивная секция. Хотим там же сделать наш музей автотранспорта и дорожной техники, чтобы получился полноценный комплекс. К тому же, место очень хорошо подходит для организаций такого рода: жилых домов рядом нет, так что гуди моторами хоть сутки, никому не помешаешь.
Мы хотим создать музейно-исторический центр техники, где будет несколько зон. В музейной разместим экспонаты авто-, мото- и другой техники. В технической — производственные и учебные мастерские. Еще хотим сделать спортивную зону для различных видов технического спорта и досуговую — парковки, парки, служебные помещения. В первую очередь, центр будет ориентирован на молодежь, для которой будут организованы экскурсии и мастерские. Для того чтобы привлечь и заинтересовать как можно больше народа, будем организовывать автомобильные пробеги по городу и краю.
Это пока только планы, но дело движется. Непросто договориться с администрацией и получить от них помощь. Хотя нам уже выдели бокс и сделали в нем ремонт за счет министерства транспорта края. Что же касается концепции музейного комплекса, то тут у нас была долгая переписка с чиновниками — на данный момент мы ждем ответа от краевых властей — губернатор Виктор Толоконский уже ознакомился с нашими документами. Но сделать еще предстоит очень много», — с оптимизмом смотрит в будущее Александр Кнапнугель.

ГАЗ-66 Колхида кабина КАЗ-4540 в кабине Колхиды ГАЗ-53 кабина ГАЗ-53 ПАЗ-654 ЛиАЗ-158 приборная панель ЛиАЗ-158 салон ЛиАЗ-158 ЛиАЗ-158 вид сзади ПАЗ-3201 ПАЗ-3201 кабина салон ПАЗ-3201 РАФ-22038 кабина РАФ-22038 ЕрАЗ-762 Александр Кнапнугель показывает свои экспонаты ЛАЗ-699Р в кабине ЛАЗ-699Р салон ЛАЗ-699Р Икарус-250 Икарус-250 кабина ЛиАЗ-677М ЛиАЗ-677М справа ЛиАЗ-677М салон ЛиАЗ-677М кабина Икарус-256 салон Икарус-256 кабина Икарус-256 Александр Кнапнунель

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.