Как проверяют качество асфальта на дорогах Красноярского края?

В большинстве своем дороги в Красноярском крае сделаны из качественной асфальтобетонной смеси. В этом уверены специалисты лаборатории, где проверяют качество материала, который идет на дорожное полотно. После каждого ремонта или строительства любой региональной дороги они выезжают на место и берут пробы покрытия, по которому нам с вами и предстоит ездить. Проверка в лаборатории — дело сложное, в чем мы убедились сами.

Попасть в «Испытательный центр КГКУ «КрУДор» (именно так называется эта прошедшая аккредитацию в соответствующей Федеральной службе лаборатория) человеку с улицы не просто. Тут находится самое передовое измерительное и геодезическое оборудование, с помощью которого проверяется соответствие используемых подрядчиками материалов для реконструкции дорог в крае. А так как основным заказчиком на проведение их ремонта и строительства является Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю, то в их задачи входит и контроль за исполнением. Ведь оплачивать некачественно сделанную работу смысла никакого нет.

Тесты по ГОСТу

«Первоначально у нас выдается задание одному из производственных отделов, они выезжают на место, заполняют совместно с представителями подрядной организации и заказчика акт отбора проб. Затем выпиливается образец, в акте указывается, на какой предмет должны проводиться испытания асфальтобетона, в каком объеме. В общем, все по ГОСТу. Выпиленные образцы мы запаковываем в специальные ведра, чтобы их не растрясло, привозим в лабораторию и дальше приступаем к проверке по методикам», — рассказывает главный специалист отдела производственно-технологического контроля и инноваций КГКУ «КруДор» Наталья Цыщук.

Процесс испытаний занимает два дня. Образцы из вырубки переформовывают, нагревают, выпаривают из них воду и кладут под различные прессы. Проверка идет по всем пунктам: на коэффициенты уплотнения и водонасыщения, на прочность, на сдвиговые характеристики, основные физические и механические характеристики битумов, морозостойкость материалов и другие характеристики, связанные с плотностью и пористостью композитов. Сначала образцы из вырубки переформовывают в «бруски». В соответствии с ГОСТом их объем не менее 5х10. Затем на специальном поддоне материал нагревают до 140-150оС и взвешивают. Сотрудники лаборатории даже вручную чистят испытуемые материалы. В ход идут металлические щетки и ножи. Последние особенно пригождаются: если какой-то из камешков плохо держится — его удаляют. Затем в дело идет компьютер. Специалисты заносят в специальную программу данные о весе образцов, их плотности и ставят под пресс отформованный кусок испытуемого материала. Компьютер анализирует, какое давление выдерживает асфальт и соответствует ли оно ГОСТу. Там же вычисляют сдвиговые характеристики. Вы ведь замечали, например, на остановках общественного транспорта колеи? Они свидетельствуют о том, что асфальт не продержится на дороге положенное количество лет.

Водонасыщение проверяют в вакуумной установке. Туда на час в воду помещают два образца: один из вырубки, другой — переформованный. еще полчаса они томятся после откачки жидкости. Затем их вновь помещают в воду, но уже в ведрах, и переносят к весам, где достают и взвешивают. Данные вновь заносят в таблицу компьютерной программы, которая делает расчеты по водонасыщению. Несоответствие нормативам редко, но встречается. В основном когда производители асфальтобетонной смеси нарушили гранд-состав. То есть готовили «не по рецепту». Иными словами, неправильно подобрали пропорции песка, щебня, битума и т. д. Это за полчаса вычисляет чудо инженерной мысли — асфальтоанализатор. В прибор стоимостью два миллиона рублей закладывают 600 грамм разогретой смеси, которую в установке отмывают трихлорэтиленом до разложения на компоненты состава. Тут и становится понятно, соблюдали на асфальтобетонном заводе технологию или нет.

«Трудно сказать, у кого лучше. Они все стараются делать смесь по ГОСТу. Случаются сбои на АБЗ, но в основном все соответствуют. Сейчас же большая конкуренция, поэтому все участники рынка закупают и материалы правильные, и лаборанты свои у них проверяют качество продукции, включая гранд-состав. Может, 20% из всех проверенных нами образцов были с отклонениями, но это же все исправляется. Брак же не оплачивается подрядчику», — говорит Наталья Цыщук.

Проверки — это ответственность

Во время экскурсии по лаборатории у не специалистов мысли начинают путаться. Вроде бы на словах все не так сложно, а на деле удержать в голове множество нормативов, процедур проведения испытаний, правил работы с образцами и прочие премудрости работы сотрудников «Испытательного центра КГКУ «КрУДор» кажется невозможно.

«Сейчас это не проблема — проверить. Раньше, когда не было такого высокотехнологичного оборудования, мы подолгу проводили измерения того же веса на аналоговых весах. А сейчас по 20 вырубок в день проверяем», — улыбается Наталья Цыщук.

Встречаются и несогласные с результатами проверок лаборатории. В этом случае их приглашают на совместные испытания. есть прецеденты, когда на участке каток в одном месте недоуплотнил асфальт, а гдето наоборот чересчур раскатал. В распиле вырубки в одной части попался кусок по нормативам, а рядом — с отклонениями. В любом случае специалисты совместно проводят повторную экспертизу в лаборатории подрядчика или в своей.

«У нас нет задачи уличить кого-то в некачественной укладке асфальта. Мы премий не получаем за заниженные или завышенные результаты. Помимо нас же еще приезжают комиссии проверять работу подрядчиков, может прокуратура инициировать проверку по жалобам населения. Мы своей репутацией дорожим и делаем все по нормативам. если нас город привлекает, прокуратура или ФСБ, то пишут письмо официальное. Все образцы и документы пломбируют. Мы иногда даже не знаем, с какой дороги образцы. Тут уже проверяют и наши результаты экспертизы, которые мы ранее выдавали, с нынешними, с теми, что в лаборатории подрядчика получилось. Тут не смухлюешь», — уверяет наш гид.

Тем более что сотрудники в лаборатории КрУДор сплошь опытные и закаленные. Сейчас их четверо, но помогают им будущие преемники — студенты СФУ. В ближайшее время «Испытательный центр КГКУ «КрУДор» должен пройти переаккредитацию. Специальная комиссия уже проверила лабораторию на соответствие новым критериям, а наши специалисты тем временем повысили квалификацию в Санкт-Петербурге. А значит, все мы можем быть уверены, что за качеством ремонта и строительства дорог в Красноярском крае будут следить зорко.

Пресс для испытания асфальта на сжатие Силу давления задают в соответствии с ГОСТом

 Машина для прессования образцов из асфальтобетона

 Испытательная машина Крошки асфальтобетона закладывают в этот пресс 

Криотермостат жидкостный Криотермостат

Муфельная печь Электронные весы

Наталья Цыщук проводит испытания В печи закладывают куски асфальта

В этой печи нагревают привезенные вырубки асфальта  

Наталья Цыщук показывает образцы Оборудование для вырубки асфальта 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

асфальт | дорожники | лаборатория
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: