Такие разные экскаваторы. Такое похожее обслуживание

Еще в 16-м веке Леонардо Да Винчи предложил миру идею экскаватора, создав набросок праотца современного экскаватора-драглайна. С того времени немало воды утекло, и эти машины имеют огромное количество модификаций, а соответственно, и применяются для выполнения широкого спектра работ.

Мы не будем повторять известные истины о классификации экскаваторов. Напомним только, что их в основном различают по способу передвижения — колесные, гусеничные, шагающие (последние в основном используются на карьерах и расчищают территории для добычи) и по типу привода — гидравлический и механический.

Недетские болезни

Обслуживание экскаваторов, равно как и «гибридов», собравших в себе навыки и умения сразу двух, а то и более представителей специальной техники, в общих чертах однородно. Что для экскаваторов-планировщиков и экскаваторов-бульдозеров, так что и для наиболее популярных (судя по статистике ввоза иностранной техники в Россию) экскаваторов-погрузчиков. И неважно, какое навесное оборудование установлено на землеройную машину — ковши, вилы, гидромолоты, клыки-рыхлители, отвалы, вибротрамбовки, быстросъемы/переходные плиты, гидравлические буры и т. д., — рекомендации наших экспертов по обслуживанию подходят для любого типа.

«Несмотря на то что разные виды экскаваторов имеют конструкционные различия, для всех типов данного оборудования можно выделить ряд наиболее типичных неисправностей: поломки в гидравлической системе, поломка пальцев, растрескивание, а также последующий разрыв оболочки рукава высокого давления. Эти неполадки появляются при повышенном давлении, возникающем в гидравлической системе. Чтобы этого не произошло, необходимо осуществлять регулярную проверку настроек предохранительного клапана. При обнаружении в рукаве каких-либо физических дефектов его следует сменить. Самые серьезные проблемы в работе такого оборудования возникают при использовании некачественного топлива. Нередко следствием этого является необходимость проведения капитального ремонта, поскольку некачественное топливо приводит к преждевременному износу тщательно подогнанных форсунок. Впоследствии из строя может выйти ТНВД, что повлечет за собой ремонт со значительными финансовыми вложениями. Также распространенной ошибкой является халатное отношение к работе аккумулятора. Пытаясь сэкономить на топливе, операторы нередко многократно запускают двигатель на короткое время. Это приводит к быстрой разрядке аккумулятора, которому в рабочих условиях не отводится достаточного времени для подзарядки», — поясняет механик-водитель ЗАО «ГК АМПС» Сергей Баранов (г. Новосибирск).

Техническое обслуживание экскаваторов специалисты советуют начинать еще до начала эксплуатации способом обкатки, которой в свою очередь предшествуют проверка уровня масел, регулятора топлива, системы охлаждения двигателя, смазка всех механизмов.

При этом нельзя забывать о регулярной диагностике. Промежутки для сервисного обслуживания для каждой модели рекомендует производитель. Соблюдая эти условия, достаточно легко поддерживать безупречную работу спецтехники при минимальных затратах. При выходе из строя электроники важным условием является не довести системы до критического состояния.

Необходимо проводить профилактические работы в системе электроники, так как техника эксплуатируется в тяжелых условиях и, учитывая внешние факторы окружающей среды, соединяющие элементы проводки загрязняются, окисляются, замыкают.

Под нагрузкой

Владельцы экскаваторов рано или поздно сталкиваются с проблемами, возникающими при работе со стрелами. К примеру, операторы иногда стараются поглубже опустить ковш и зачерпнуть больше грунта, чтобы быстрее выполнить работу. Телескопической стрелой так действовать крайне нежелательно из-за низкого центра тяжести самой машины — она может запросто опрокинуться. Но даже если экскаватор устоял, то выдвижной механизм может просто прийти в негодность из-за повышенных нагрузок. К тому же стрела в телескопированном состоянии собирает на себя всю грязь и пыль во время подъема грунта. Первыми от этого страдают сальники, которые производители рекомендуют регулярно прочищать.

«Я рекомендую приобретать экскаватор-погрузчик с закрытой телескопической стрелой (то есть телескоп не выдвигается, а сдвигается, что позволяет шарнирным соединениям оставаться всегда чистыми)», — делится мнением Сергей Баранов.

«При больших нагрузках, работе с ковшом увеличенного объема, а также при использовании гидромолота рекомендуется использовать телескопическую стрелу только в собранном положении», — считает руководитель отдела сервиса JCB Russia Андрей Кузнецов.

Некоторые «особо светлые головы» умудряются сломать не только телескопические, но и стандартные стрелы экскаваторов. Из-за перегрузок металл не выдерживает и лопается. Особенно часто такие последствия проявляются при работах во время перепада температур. По словам специалистов, латать такие дыры опасно и для машиниста, который будет работать с ослабленной стрелой, и для окружающих. К сожалению, многие этим советом пренебрегают и на свой страх и риск проводят сварку.

«Основное условие для «продления жизни» любому рабочему элементу экскаватора — точное следование правилам эксплуатации машины. Действует это правило и в отношении стрелы и рукояти экскаватора. Например, если ковш экскаватора рассчитан на работу на «легких» грунтах, то им нельзя пользоваться на более плотных грунтах.
Кроме того, необходимо каждую смену смазывать все шарниры рабочего оборудования. Между тем современные экскаваторы, такие как ЧЕТРА ЭГП, могут оснащаться системами автоматической смазки шарниров рабочего оборудования», — напоминает директор по развитию продаж ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Денис Куваев.

ЧЕТРА ЭГП-230

Фильтруем жидкости и воздух

Такая, казалось бы, мелочь, как воздушный фильтр, тоже может вывести весь экскаватор из строя. Если его вовремя не заменить, то грязь будет попадать прямиком в поршни, что грозит капитальным ремонтом двигателя. Фильтрация топливной системы не менее важна. При ее загрязнении происходят задиры зеркальной поверхности механизмов создания высокого давления. Что тоже не сулит ничего хорошего бюджету предприятия в предвкушении ремонта.

Особого внимания техника требует в осенний и зимний периоды (о том, как подготовить технику к холодам, мы писали в прошлом номере). О незамерзающей охлаждающей жидкости и специальных маслах профессионалы советуют подумать до наступления отрицательных температур.

«При несвоевременном и неквалифицированном проведении технического обслуживания, применении некачественных смазочных и расходных материалов в первую очередь страдают двигатель, топливная аппаратура и компоненты гидравлических систем», — рассказывает Андрей Кузнецов.

«Одним из главных элементов в работе любой гидравлической системы является рабочая жидкость. Она, собственно, и лежит в основе принципа гидравлики. Достаточно распространен ремонт гидроцилиндров (или гидромоторов) по причине загрязнения рабочей жидкости или ее низкого качества.
Эффективная и долговременная эксплуатация экскаватора-погрузчика любых марок напрямую зависит от правильности эксплуатации. При соблюдении всех правил необходимость ремонта возникает значительно реже», — добавляет Сергей Баранов.

«Гидравлические системы экскаваторов можно обслуживать вне сервисных центров, однако при этом необходимо четко следовать инструкциям руководства по обслуживанию техники. Кроме того, в зависимости от того, какие именно виды работ будут проводиться, нужно обеспечить наличие специализированного мобильного оборудования, например прибора для замера настроек давления в предохранительном клапане», — поясняет Денис Куваев.

ЭКСПЕРТЫ РЕКОМЕНДУЮТ

Руководитель отдела сервиса JCB Russia Андрей Кузнецов: «Гидравлические системы критичны к качеству масел и материалов»

Андрей Кузнецов«При правильной эксплуатации, своевременном и качественном техническом обслуживании экскаваторов, осуществляемым силами специалистов официальных дилеров, с использованием рекомендованных заводом-изготовителем масел и расходных материалов поломки не возникают.

Но если уж случилась неприятность, то важно понимать, что все техническое обслуживание, а особенно обслуживание гидравлических систем, критичных к качеству применяемых масел и материалов, должно производиться подготовленным и обученным техническим персоналом официальных дилеров. Обслуживание может производиться как в сервисном центре, так и на территории клиента, при соблюдении требований завода-изготовителя к условиям проведения технического обслуживания. Перечень работ по ТО индивидуален для каждой модели и подробно изложен в руководстве по эксплуатации машины.

Факты выхода из строя электронного оборудования при правильной эксплуатации техники и соблюдении требований руководства оператора крайне редки. На случай выхода из строя электронных блоков управления экскаваторы JCB оборудованы системой включения аварийного режима работы машины, что позволяет запустить двигатель и использовать основные функции машины для транспортировки к месту ремонта. Ремонт машины может быть проведен на площадке заказчика. Специалисты официальных дилеров могут выехать в любую точку страны, в места с комплектом необходимого оборудования и инструмента.

А вот буксировать экскаваторы-погрузчики при выходе из строя трансмиссии нельзя. Их тормозная система получает давление от основной гидросистемы, насосы которой приводятся через вал трансмиссии. При выходе из строя КПП рабочие тормоза машины работать не будут, что сделает невозможной буксировку.

Обращайтесь за помощью к профессионалам! Вмешательство неквалифицированного и необученного персонала в системы машины может привести к серьезным поломкам техники и дорогостоящему ремонту. При кустарном ремонте могут выйти из строя такие дорогостоящие компоненты, как гидравлические насосы и распределители, электронные блоки управления, топливная аппаратура и т. п.».


 Директор департамента технического обслуживания «Хитачи Констракшн Машинери Евразия Сейлз» Тачибана Тоёхико: «Лучший способ решения любой проблемы — это ее предупреждение»

Точибана Тоехико«Основные проблемы, с которыми могут столкнуться заказчики при эксплуатации гидравлических экскаваторов разных производителей, — это поломки в гидравлической и электрической системах, ходовой части, механические повреждения исполнительных органов и других компонентов, а также сбои в работе двигателя. На протяжении многих лет компания «Хитачи» совершенствует технологии производства сложных узлов с применением современных электронных систем управления, создавая максимально надежный, качественный и комфортный продукт для потребителя. Для такой надежной техники нет «характерных» отказов как таковых. Как правило, основными причинами различных поломок становятся неправильные условия эксплуатации и обслуживания техники.

Одной из основных причин является применение неоригинальных запчастей и расходных материалов в процессе обслуживания экскаватора. Абсолютно логично, что в условиях тяжелой экономической ситуации владельцы техники пытаются сократить затраты на содержание техники всеми возможными способами. Как правило, наиболее популярный подход — это экономия на обслуживании за счет применения неоригинальных расходных материалов.

Однако практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев это не удешевляет затраты, а напротив — увеличивает. Наиболее яркий пример — это использование неоригинальных фильтров. Да, зачастую они дешевле, однако при этом большинство из них не соответствуют требованиям производителя по фильтрующей способности. Встречаются образцы, которые даже не подходят по геометрическим параметрам. Если рассуждать о топливной системе, то, безусловно, в таком случае достаточно быстро выходит из строя топливная аппаратура. В итоге затраты на ремонт или замену ТПА сводят на нет экономию на малом — фильтрах. Сюда же добавляется упущенная выгода от простоя экскаватора, нервы эксплуатирующей организации и испорченные отношения с заказчиком земляных работ. Поэтому во избежание крупных отказов и скандалов мы рекомендуем не экономить на расходных материалах, чтобы сохранить самое главное.

Вторая причина — это неквалифицированное обслуживание. Зачастую в целях экономии некоторые клиенты стараются выполнять работы по обслуживанию экскаватора своими силами или силами неких сторонних организаций, которые не обладают достаточным профессионализмом. Здесь стоит учитывать тот факт, что ни у сторонних организаций, ни у самих заказчиков нет доступа к актуальной документации по обслуживанию, как и нет возможности проходить обучение по устройству и принципу действия техники. Зачастую это осложняется отсутствием необходимого оборудования, включая средства электронной диагностики, без которых поиск проблем на современной технике невозможен. Поэтому во имя поддержания техники в рабочем состоянии еще один аспект, на котором не стоит экономить, — это качественное обслуживание. В принципе обслуживание гидравлической системы на рабочих площадках возможно, но только для проведения регламентированного периодического технического обслуживания (замена фильтров и рабочих жидкостей). Более сложный ремонт требуется проводить в специализированных технических центрах с применением специальных инструментов и оборудования в соответствие с рекомендациями производителя.

Компания «Хитачи» рекомендует выполнять любые работы только с привлечением представителей официального дилера, которые имеют необходимую квалификацию и гарантируют качество выполненных работ. Что касается «Хитачи», то наш официальный дилер «Техстройконтракт» располагает обширной сетью филиалов, покрывающей всю территорию России. Мы рекомендуем обращаться к профессионалам. К тому же широкая сеть филиалов дилера (около 100 филиалов в России) и наличие запасных частей на складах позволяют всегда оперативно реагировать на запрос, снижая время простоя техники на период ремонта.

Не требуется доставка экскаватора в сервисный центр дилера при неисправностях, связанных с электронной системой. Разработанная компанией «Хитачи» система мониторинга позволяет удаленно от техники выявлять возможные причины выхода из строя любого электронного компонента и на основании этого подготовить перечень запчастей, требующихся для ремонта.

При выезде на рабочую площадку специализированное программное обеспечение, которым обладает каждый филиал дилера «Хитачи», позволяет произвести более детальную диагностику, а в случае необходимости заменить электронный компонент.

Третья причина — это некорректная эксплуатация. Если искать причины, по которым эксплуататор пренебрегает основными принципами «можно» и «нельзя», то стоит выделить два важных момента. Один из них — это незнание инструкции по эксплуатации. Встречаются случаи, когда оператор вообще никогда не видел инструкцию к той машине, на которой работает. Это неверный подход. У оператора всегда должны быть под рукой два документа: непосредственно руководство оператора, а также бортовой журнал. Оператор должен записывать обо всех событиях на машине, которые произошли за его смену: начиная от заправки топлива и показаний счетчика моточасов и заканчивая ошибками, которые он видел на мониторе, плюс изменения в поведении техники. Если незнание инструкции накладывается на неквалифицированное обслуживание, мы приходим к несоблюдению сервисных интервалов. Конечно, единичный случай не нанесет большого вреда, но когда это становится системным явлением, избежать проблем уже достаточно тяжело. Здесь же — применение техники в тех условиях, для которых она не приспособлена.

Обычно не требуется дополнительных инструкций, в которых указывается, что ездить по льду на велосипеде опасно или на спортивном автомобиле — по бездорожью. Однако периодически приходится встречать искреннее возмущение, почему «рвется» ковш при работе с плохо разрыхленным грунтом или негабаритными кусками породы. Таким образом, при соблюдении рекомендаций производителя, проведении своевременного технического обслуживания и использовании оригинальных запасных частей вы продлите срок эксплуатации техники и предотвратите ее поломки.

Мы настоятельно рекомендуем операторам и инженерно-техническому персоналу перед началом проведения работ внимательно ознакомиться с руководством по эксплуатации техники.

При возникновении любой неисправности экскаватора в первую очередь необходимо обратиться в ближайший филиал официального дилера, подробно объяснив сложившуюся ситуацию, и по возможности предоставить фотоснимки поломки или ошибки. В любом случае необходимо помнить, что лучший способ решения любой проблемы — это ее предупреждение. Поэтому не стоит недооценивать важность проведения периодического технического обслуживания с использованием оригинальных запчастей и масел, а также стоит четко следовать указаниям производителя по проведению ежедневного/ежемесячного осмотра и соблюдать условия эксплуатации техники».


 Директор по развитию продаж ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Денис Куваев: «Предотвратить поломку легче, чем проводить ремонт»

Денис Куваев«Прежде всего поломки возникают из-за нарушения основных правил и рекомендаций по эксплуатации экскаваторов. Для минимизации рисков необходимо соблюдать инструкции по управлению машиной и следовать советам производителей. Тогда многих проблем удается избежать.

Что касается наиболее частых поломок экскаваторов, то здесь первое место занимают неисправности гидравлической системы — самого нагруженного работой узла землеройной машины. Наиболее уязвимые места — гидравлические насосы, гидрораспределители, гидроцилиндры и др. Среди наиболее частых «болезней» здесь можно встретить нарушение целостности резьбы, изнашивание уплотнителя поршня, изнашивание внутренней поверхности гильзы, искривление штока и т. д.

Использование некачественного или «несезонного» топлива — серьезная угроза работе экскаватора. Халатное отношение к вопросу выбора топлива часто приводит к преждевременному износу деталей и нередко к капитальному ремонту экскаватора. Использование же топлива «не по сезону» и вовсе способно привести к остановке двигателя. Например, парафин в топливе, рассчитанном на использование летом, зимой замерзает, и образуются пробки в топливопроводах и фильтрах.

Между тем высокое давление внутри гидравлической системы нередко приводит к разрыву оболочки рукава высокого давления. И наконец, нередки механические поломки. Например, подвержено риску рабочее оборудование экскаватора: из-за высокой нагрузки могут ломаться пальцы на ковше машины. Первый признак возможной поломки пальца ковша — люфты, и за их возникновением надо следить. Сюда же можно отнести серьезные проблемы ходовой части: поломку звездочек, катков, направляющих колес, цепей и т. д.

Для профилактики неисправностей гидравлической системы необходимо своевременно и регулярно проводить техническое обслуживание экскаваторов и периодически проверять состояние основных элементов гидравлики. Если все-таки ремонт неизбежен, то специалисты либо заменяют изношенные детали при поломках средней сложности, либо заменяют тот или иной элемент гидравлики в случае капитального ремонта.

Своевременное ТО может предотвратить и множество проблем, способных возникнуть в ходовой части экскаватора. Современные диагностические приборы, имеющиеся в распоряжении сервисных специалистов, помогают предупредить возможные поломки. Неисправности в клапанах можно предотвратить при помощи постоянного контроля температурного режима внутри него. Систематическая проверка настроек предохранительного клапана и совместимость рабочей жидкости с материалом, из которого изготовлен рукав высокого давления, помогают избежать разрыва рукава. Полностью же заменить рукав необходимо в случае возникновения каких-либо его механических дефектов.

Тем не менее предотвратить поломку легче, чем проводить ремонт. И здесь на первое место выходит качество работы оператора — именно оператор не только эффективно управляет машиной, но и следит за «здоровьем» оборудования.

Сегодня остро стоит вопрос подготовки кадров, работающих со спецтехникой. Выходом из этого положения становится качественное обучение персонала. Так, например, на базе предприятия «Сервис промышленных машин», которое занимается сервисным и гарантийным ремонтом техники ЧЕТРА, действует учебно-консультационный центр, основная задача которого — обучение и повышение квалификации персонала.

Кроме того, частая замена операторов или механиков также негативно отражается на эффективности эксплуатации спецтехники. В коллективе работников всегда должен быть один человек, ответственный за состояние оборудования. Так, оператор и главный механик, постоянно работающие с одной машиной, способны досконально изучить все особенности ее эксплуатации и конструкции, предотвратить возможные проблемы или вовсе устранить неполадки самостоятельно. Если все же возникла необходимость в замене оператора, то прежде чем поручить ему управление машиной, необходимо провести обучение, которое включает в себя не только изучение инструкции по эксплуатации техники, но и детальное знакомство с самим оборудованием».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: