Снегоуборочная техника: рост спроса очевиден

КДМ на дороге

Зима не за горами. А схватка с сугробами и гололедом на территории города и промышленных объектов без специального оборудования просто немыслима. Модельная составляющая снегоуборочной техники весьма разнообразна, а вот количественная находится в разряде отстающих.

Согласно маркетинговым исследованиям российского рынка, сегодня речь ведут о трех основных сегментах снегоуборочной техники. Основная ниша — крупногабаритные машины для уборки снега, используемые в коммунальных целях. Второй сектор ориентирован на малогабаритные машины для уборки снега, успешно применяемые в быту, а третий сегмент завязан на снегоотвалах для навешивания на крупногабаритные машины и мотоблоки. Последние отлично вписываются в арсенал хозяйственников как сменное оборудование для уже используемых машин для уборки снега.

По оценке специалистов, объем рынка снегоуборочной техники в натуральном выражении за прошлый год составил 160 тысяч машин. В целом практически львиная доля рынка, а это 90% в штучном выражении, составляют малогабаритные машины для уборки снега. Говоря о стоимостном выражении, доля рассматриваемого сегмента значительно ниже за счет низкой цены данного продукта в сравнении с другими категориями снегоуборочной техники.

Однозначно стоит отметить, что сегмент крупногабаритной техники уверенно стремится к 100% и в основном представлен отечественными производителями. Аналитики констатируют тот факт, что прошлый год был весьма продуктивен — в России было произведено 2,7 тысячи крупных машин для уборки снега, а объем импорта в отчетный период составил всего ничего — 85 единиц продукции. Большая часть импорта тяжелых машин приходится на регионы Дальнего Востока и представлена в основной своей массе техникой, бывшей в употреблении, причем зачастую именно японского производства.

Солидная роль на российском рынке отведена малогабаритным снегоуборочным машинам — более 90% в общем объеме рынка в натуральном выражении. А вот бытовые снегоуборщики практически на 100% представлены техникой импортного производства, китайского и американского. На сегодняшний день компания «Мобил К» является единственным производителем малогабаритных машин в России, остальные отечественные компании производят свою технику в Китае. За 2013 год в России был зафиксирован ввоз порядка 150 тысяч малогабаритных машин (вывезено всего 8 шт.). Если говорить о денежном эквиваленте, то это свыше $50 млн. Между тем ключевые фигуры в сегменте малогабаритной техники на российском рынке все те же — Patriot Garden, Huter, MTD и Husqvarna. Кстати, сегмент навесного оборудования все также на 90% в натуральном выражении состоит из импорта. В России налажено производство навесного оборудования как для машин крупных габаритов, так и для малогабаритной техники.

«Зимой большим спросом пользуются специальные твердосплавные ножи. Наши специалисты освоили технологию производства твердосплавных ножей на автогрейдеры ДЗ-98, ДЗ-122, ДЗ-180,143, а так же на комбинированные дорожные машины КДМ, китайские грейдеры марки XCMG GR-215. Ножи изготавливаются из углеродистой стали 17Г1С с упрочнением рабочей кромки твердосплавными пластинами, для чего используется наиболее надежный метод — метод припоя. Ресурс ножей составляет от 1500 до 2000 км», — рассказывает директор ООО «Компания «ЗиМ» Оксана Камальдинова. — «Достойной альтернативой ножам с твердосплавными вставками являются ножи из финской термообработанной стали Raex. Эта сталь представляет собой аналог сталей Hardox, Borox. Высокая твердость и прочность на разрыв придают ей значительную устойчивость к абразивному износу. Поэтому использование стали Raex позволяет значительно увеличить срок службы ножа, что актуально для компаний, предъявляющих высокие требования к износостойкости и ресурсу ножей отвала. Для снегоуборочных работ в последнее время часто используют еще и фронтальные погрузчики разных производителей и моделей. Для любого погрузчика компания «ЗиМ» может изготовить нож на заказ по вашим размерам из отечественной или импортной износостойкой стали. И конечно, всегда в наличии ножи отвала на одного из самых распространенных тружеников зимних дорог — трактор МТЗ».

В структуре импорта, наоборот, преобладает категория отвалов для бытовых снегоуборщиков (а также для мотоблоков). По расчетам маркетологов, в 2013 году в Россию поставили приблизительно 7 тысяч единиц навесного оборудования для уборки снега, в то время как было произведено всего лишь 0,5 тысячи единиц оборудования (объем экспорта насчитывает 124 шт.). Наибольший интерес россиян проявляется к навесному оборудованию марок Craftsman и Forza.

Согласно официальным данным, в прошлом году рынок снегоуборочной техники увеличился на 14%, однако темпы прироста объема рынка в последние два года были весьма скромными и явно замедлились. Безусловно, прогнозируется и в дальнейшем существенное замедление темпов роста рынка, но при этом объем будет увеличиваться. Следует понимать, что двигателем роста рынка сегодня выступает необходимость модернизации устаревшего парка коммунальных машин для уборки снега, а также неуклонно растущие потребности в бытовых снегоуборщиках. И тут проблемная ситуация относительно низкого уровня отечественного производства базируется на отсутствии в стране необходимых комплектующих для производства снегоуборщиков, и в основном маломощных двигателей.

Таким образом, первостепенные тенденции российского рынка снегоуборочной техники лежат в основе роста спроса на многофункциональные машины, которые можно использовать на протяжении всего года, без учета сезонности. Ну а участники рынка единогласно заявляют о росте спроса на навесное оборудование, функционал которого позволил бы снизить материальные затраты на приобретение дорогостоящих машин за счет грамотной эксплуатации одной и той же техники круглый год.

Текст: Елена Вашкевич

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: