Руководитель КрУДор Вячеслав Цыщук: Размышляя о качестве

Вячеслав Цыщук

Руководитель управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Вячеслав Цышук поделился мнением о контроле качества выполняемых работ на дорожных объектах Красноярского края.

– Каким образом осуществляется строительный контроль на объектах со стороны заказчика?

  • Принципиальным в этом вопросе должно быть слово – ремонт. Если говорить о строительстве или реконструкции, то контроль носит двухуровневый характер. Первый – это контроль заказчика. Тот, технический надзор, который осуществляет заказчик на протяжении всего периода строительства или реконструкции объекта, а второй уровень – это государственный – контроль который осуществляется силами государственного строительного надзора. В том случае, если мы говорим о ремонте, то есть об устранении возникших в ходе эксплуатации дефектов, чаще всего имеющий не фатальный характер, то здесь система контроля замыкается на заказчике. И он осуществляет технический надзор с момента разработки подрядчиками проекта производства работ, схемы ограждения производства работ, и дальше уже контроль за производством работ, включая вопросы безопасности дорожного движения, оценку технических параметров устраиваемого ремонта (толщина покрытия, продольный и поперечный уклон – если они были предметом для ремонта), оценку качества смеси, которая использовалась для устройства верхних слов покрытия, итоговая оценка качества (готового асфальтобетона после его уплотнения).

В КРУДОРе для того, чтобы организовать действенный самоконтроль за своей собственной деятельностью в этой части мы решили произвести оценку того, на сколько мы вообще готовы к тому, чтобы контролировать качество работ? Чтобы самим себе не затуманить глаза, чтобы не посчитать себя специалистами там, где мы таковыми не являемся, управление автомобильных дорог по Красноярскому краю в своей структуре имеет собственный испытательный центр (официальное название «Испытательный центр КГКУ «КрУДор»). Он получил аккредитацию от Федеральной службы по аккредитации «Росаккредитация». Почему это так важно? Самооценка – вещь позитивная, хорошая, но иногда не совсем объективная. Легко внушить самому себе то, чего ты из себя не представляешь. А когда тебя оценивает внешняя структура, которая не связана с тобой обязательствами, структурными взаимодействиями, то можно рассчитывать, что оценка готовности осуществлять контроль – является объективной. Именно поэтому мы пошли по этому пути. Сегодня наш испытательный центр – это не только набор приборов и оборудования для контроля. В первую очередь – это компетентный коллектив, который всю эту приборно-измерительную базу использует.

– При осуществлении строительного контроля используются ли современные методы, технологии, оборудование?

  • Оборудование мы используем самое передовое. В части уровня технической оснащенности для контроля мы должны соответствовать уровню технической оснащенности подрядчика, который эти работы осуществляет. Если речь идет об измерении геометрических параметров то «Испытательный центр КГКУ «КрУДор» оснащен самыми современными геодезическими приборами, включая электронные роботизированные тахеометры, спутниковые приемники, которые позволяют определять геопозицию с миллиметровой точностью. Если речь идет об измерении оценки качества асфальтобетона, который уложен, то тут тоже мы во всеоружии. У нас имеется компьютеризированное прессовое оборудование, которое позволяет формовать и испытывать образцы, имеется техника, чтобы проверять качество исходных материалов, набор приборов, которые позволяют определять качество битума, определять прочность и другие параметры каменных материалов, минеральных порошков. Также имеются базовые и вспомогательные приборы, чтобы определять качество композитов. То есть оборудование у нас самое передовое и главная задача, стоящая перед нами, следить за тем, чтобы ни один из образцов оборудования, который используется нами в ходе контроля, не вышел на линию в не поверенном виде. Это еще один момент взаимодействия с государством, который обеспечивает метрологическую выверенность наши действий. Мы строжайшим образом следим за тем, чтобы метрологическое соответствие было обеспечено всегда.

P18s1gxoK-E

Подрядные организации также ведут контроль за своей работой. И это их обязательство! Все крупные подрядные организации имеют в своем составе лабораторные центры, лабораторные посты, если объект находится достаточно далеко, которые позволяют сделать приблизительно тоже самое, что делаем мы. Они могут определить на стадии входного контроля основные физические и механические характеристики битумов, основные прочностные и иные характеристики инертных материалов, определить морозостойкость материалов и иные характеристики связанные с плотностью и пористостью композитов. Вообще, наличие подобного лабораторного поста является признаком классности организации. Ну а в тех случаях, когда у нас работают субъекты, которые в силу малой объемности работ не могут позволить себе содержать в своем штате лабораторные центры – они обязаны использовать внешние лабораторные группы, независящие ни от кого, чтобы проверять себя. Однако, при этом, несмотря на то, что весь комплекс работ по контролю качества подрядчиками осуществляется, итоговые заключения о том, как у них все получилось делает заказчик – Управление автомобильных дорог – с помощью своего испытательного центра.

– При выявлении не соответствия требованиям стандартов и проекта какие осуществляете мероприятия?

  • Действующая нормативная база определяет способы и методы оценки соответствия того, что сделал подрядчик, требованиям действующих норм. Но, к сожалению, у нас нет единого нормативного подхода к тому, как должен вести себя заказчик, если он выявляет какое-то несоответствие. Ситуация относительно точечных несоответствий понятна: точечные несоответствия, которые однозначно увязаны с каким-то элементом дорожно-мостового изделия должны быть устранены, в противном случае – приемке не подлежат! Но дорога является объектом континуальным, то есть сильно вытянутым в одном направлении. Поэтому всегда стоит одна и та же проблема перед всеми заказчиками, которые выявляют несоответствие в той части конструктивного элемента дороги, которая имеет большой геометрический размер. Условно говоря, он на 7000 кв.м делает 3 вырубки и выясняет, что одна из них по коэффициенту уплотнения не соответствует действующим нормативам. Это на 1 км. А если этих километров 20? И он, используя те же самые способы, выясняет, что из 60 вырубок одна проверку не прошла. Что делать? Каким образом ему ассоциировать эту вырубку, которая показала неудачный результат, с тем объемом работ, который, якобы сделан неудачно? Это очень сложный вопрос. Ответ на него должен быть закреплен в контракте. Потому, что если этого не сделать, то будет очень тяжелая ситуация и для подрядчика, и для заказчика. Они не смогут определить, а что считать размером дефекта – саму вырубку (30х30см) или весь участок автомобильной дороги? При этом мы знаем, что из 60 вырубок забракована только одна. Поэтому очень важно четко определить уровень распространения дефекта, если конструктив носит континуальный характер.

В наших контрактах это предусмотрено. Мы посчитали необходимым сделать следующее: действующие нормативы предполагают, что 1 вырубка берется с площади 2300 кв.м. И если мы в ходе проведения работ выявляем, что вырубка имеет неудовлетворительно низкие характеристики и не может быть принята, то зоной распространения этого дефекта является 2300 кв.м., в центре которых находится эта вырубка. Других способов как-то упорядочить наши взаимоотношения мы не нашли.

DdLgvgeE3-I

Если речь идет браке с явно выраженным сосредоточенным характером… Условно говоря, у меня на каком-то участке не пошли поперечные уклоны автомобильной дороги. Совершенно очевидно, что заказчик принимает решение, чтобы все уклоны на этом участке были восстановлены, точнее сказать, доведены до требуемых норм. Если я на каком-то участке вижу мост, прочность отдельных элементов которого не соответствует требуемым нормам, я обязан потребовать восстановления, потому что здесь зона этого дефекта ясно видна и ограничена. Это очень хороший вопрос, хоть и очень сложный. И без описаний в контракте взаимоотношений заказчика и подрядчика у нас ни чего не выйдет!

Проводить оценку качества асфальтобетонной смеси, которая еще не возникла в виде конструктивного элемента, должна подрядная организация. Она обязана в ходе всего производства работ постоянно контролировать качество смеси. Заказчик не является постоянным участником процесса, поэтому его технические инспекционные возможности по постоянной оценке качества смеси существенно ограничены. Да и действующий норматив, который определяет наши отношения в области контроля качества, говорит, что предметом приемочного контроля, в частности, является не качество смеси в асфальтоукладчике, а качество асфальтобетона, уложенного в покрытии. Поэтому здесь мы должны задачи разделить: подрядчик должен контролировать все, начиная от момента начала работ, заказчик принимает у подрядчика готовый конструктив. Жаль, конечно, если подрядчик допустил, что в ходе производства работ на дорогу был уложен асфальт, состав инертной части которого, например, не соответствует требованиям действующих норм. Но это его проблема. Заказчик может в ходе приемки установить этот момент и отказать ему в приемке, заставить переделывать, и не оплачивать до переделки.

– По Вашему мнению, что необходимо сделать, чтобы улучшить качество выполненных работ подрядчиком?

  • Для строительства (ремонта) качественной дороги, необходимы непременно пять условий:
  1. Хороший проект
  2. Качественные материалы
  3. Хорошие механизмы и техника
  4. Квалифицированные кадры
  5. Новые технологии

h-oWnMzF5lw

Зачастую, качество бывает бесполезно контролировать. Уверен, что контроль является одним из элементов управления. На самом деле, качественный продукт можно получить только в том случае, если все элементы управления процессом строго соблюдены. А это означает, что нам необходимо запланировать какие-то работы, организовать их выполнение, проконтролировать качество, внести коррективы, если это качество не соответствует требованиям норм, причем внести его в ходе производства работ, а не постфактум и принять работу. На самом деле, вопрос управления качеством существенно отличается от понятия контроля качества. Контроль – это всего лишь один из элементов. Если мы не будем иметь подрядную организацию, которая умеет нормально управлять качеством, то усилия, направленные на контроль этого качества, будут направлены на то, чтобы в очередной раз понять, что все у нас не очень хорошо. Разве это наша цель? А если у нас будет подрядная организация, которая будет уметь управлять этим вопросом, то сам контроль качества будет одним из органичных элементов процесса. Который еще раз подтвердит, что все было запланировано, организованно и выполнено абсолютно верно.

Текст: Елена Позднякова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дороги | крудор
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: