гусеница

Спецтехника. Правильность формы несущественна, или когда колеса эффективнее гусениц

Гусеничная или колесная техника? В чем разница при эксплуатации? Что дешевле в обслуживании?

У обывателя все эти вопросы скорее всего вызовут недоумение — мол, зачем забивать себе голову ненужной информацией? Но оказывается, не все те, кто связан со спецтехникой, с ходу могут дать ответы на эти, да и на другие вопросы, связанные с выбором и обслуживанием движителей.

Стереотипы

Традиционно вспомним азы матчасти. Колесная техника мобильна, но из-за особенностей законодательства, разрешающего передвигаться своим ходом по дорогам общего пользования технике с нагрузкой на оси не более 10 т, эксплуатационная масса будет ограниченной. Но даже при небольшой полной массе спецтехника на колесах зачастую мало приспособлена для работы на мягком грунте.

Гусеницы же, хоть железные, хоть ременные, обладают большей площадью контакта с поверхностью и, согласно стереотипу, наделены внедорожными качествами. К тому же колеса легко рвутся об острые предметы, которые могут неожиданно обнаружиться во время расчистки территории. По большому счету, колесная техника больше подходит для использования в коммунальном хозяйстве, для перевозок и подъема грузов. Но так ли это?

«Ввиду большего пятна контакта гусеничная машина имеет большее тяговое усилие, лучше себя ведет на грунтах с низкой несущей способностью и, как правило, в целом более устойчива», — уверяет управляющий по продажам лесозаготовительной техники ООО «Тимбермаш Байкал» Сергей Парамонов (г. Иркутск).

Сотрудники одного из американских университетов провели сравнительный тест тракторов на колесах с высоким и низким давлением в шинах и на ременном гусеничном ходу. Техника проехалась по почвам трех разных глубинных горизонтов, а после каждого заезда специалисты изменяли степень уплотнения грунта в следах.

Казалось бы, победу одержит гусеничный движитель, но наименьшую нагрузку на почву оказал трактор с шинами с низким внутренним давлением. Наихудший результат оказался у шин с высоким давлением. А трактор на гусеничном ходу показал неожиданный результат — поддерживающие ремень ролики оказывали на почву при движении вперед такое же давление, что и твердо накачанные шины. В отчете ученых сказано: «Поскольку при движении гусеничный трактор раскачивается от нагрузки или неровностей поля, избыточный вес фиксируется сзади, что, в свою очередь, увеличивает давление на почву под задней частью гусениц».

Тем не менее даже при использовании шин большого диаметра с низким давлением в весенне-осеннюю распутицу или в глине после дождя приоритет остается у гусениц. Но тут вступает в действие экономика.

Цена эксплуатации

Гусеничная спецтехника по определению имеет меньший запас хода, проигрывает в скорости, да и экономичность оставляет желать лучшего (конечно, есть исключения, но очень специфичные). Бульдозеры и экскаваторы на металлических неразборных траках весят больше аналогичных по характеристикам колесных уже только из-за массы самих гусениц. На рынке присутствуют и литые гусеницы, но их срок службы редко доходит до 1000 моточасов.

Хотя все это, по мнению некоторых игроков рынка, — прошлый век. Нынче модно и целесообразно использовать резинометаллические бесшарнирные гусеничные механизмы. Они легки, позволяют технике быть более маневренной, но обладают худшим сцеплением с грунтом. К минусам отнесем и их «нежность». Да-да, за ними необходимо ежедневно ухаживать. Как минимум, устраивать тщательную влажную уборку. Иначе из-за попадающего грунта натяжение самой ленты увеличивается, да и направляющие просто стираются. А если оператор заехал в масляное или бензиновое пятно или при замене жидкостей или заправке пролил агрессивные нефтесодержащие вещества, то работу придется останавливать и устраивать срочную чистку. В противном случае срок службы гусениц сократится в разы из-за разрушения материала. Негативно влияют на резинометаллические ленты и солнечные лучи. Понятно, что операторы и механики колесной техники сталкиваются с похожими проблемами. Но…

«Эксплуатация колесной техники обходится дешевле, так как существенно ниже затраты на обслуживание элементов ходовой части», — говорит Сергей Парамонов.

На практике после растяжения гусеницы требуется менять не только ее, но и направляющие и натяжные ролики, поддерживающие и опорные катки. Естественно, лучше всего брать оригинальные комплектующие (включая сами гусеницы). Можно, конечно, сэкономить и приобрести продукцию итальянской ITR. Правда, по отзывам механиков и операторов техники, в последние годы качество их комплектующих сильно упало. Поэтому не забывайте пословицу: «Скупой платит дважды». Как говорят эксперты, если уж не хотите покупать оригинальные запчасти к ходовой, то берите хотя бы гусеницы Berco. Из российских производителей эксплуатационники отмечают продукцию предприятий концерна «Тракторные заводы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

гусеницы | колеса | трак | экономика
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: