Сотни тонн с ветерком

Автогрузоперевозки — востребованная и относительно развитая ниша бизнеса в наше время. Транспортные компании в обилии предлагают свои услуги, гарантируя качество и сроки выполнения работы. Такие грузоперевозки считаются одним из самых востребованных способов доставки из пункта А в пункт В. Причины этому крайне просты: во-первых, это возможность выбора оптимального маршрута, во-вторых — относительная оперативность и ценовая доступность. Однако и здесь есть свои нюансы, которое необходимо учесть, отправляя свое имущество в «дальнее путешествие».

комбайн на трале

«Нестандарт»

Условно виды перевозимого можно разделить на стандартные и негабаритные. В первом случае — то, что помещается в кузов или на платформу транспортировщика. Во-втором, соответственно, то, что выходит за его габариты или превышает допустимый вес. На первый взгляд, перевозка габаритного груза (к примеру, запчастей или бульдозера малого и среднего классов) — процесс нетрудоемкий. Но для качественного выполнения задачи необходимо учесть ряд моментов. Один из важнейших параметров — закрепление груза. Если тот же бульдозер свалится на повороте или ухабах с трала — хлопот не оберешься. Для легких грузов транспортные компании обычно используют коммерческие автомобили легкого класса — LCV (подробно об этом мы говорили в третьем номере журнала). Если же нужно доставить груз весом более 10 тонн, то приходят на помощь седельные тягачи. Среди популярных — модели от КамАЗ, Volvo, MAN, Scania, DAF.

В случае с перевозкой очень тяжелых или негабаритных грузов тонкостей в разы больше. Все, что выходит за пределы кузова или платформы автотранспорта, считается «крупногабаритом» и требует особой осторожности. В этот разряд входят трубы, бревна, строительная арматура и многое другое. В первую очередь необходимо правильно спланировать маршрут, избегая дорог с участками, где есть уклоны более 8 градусов, и согласовать его с ГИБДД. Придется учесть загруженность автомагистралей, габариты автопоезда, состояние дорожного полотна и даже метеорологические условия. Если транспортировка проходит через несколько субъектов РФ, то необходимо получить разрешение на перевозку негабарита в каждом из регионов. Все это регламентируется рядом нормативно-правовых документов: инструкцией по перевозке крупногабаритных грузов, положением о сопровождении транспортного средства автомобилями ГИБДД, постановлением об утверждении правил грузоперевозок автомобильным транспортом и, наконец, элементарными правилами дорожного движения. В зависимости от веса транспортировки, габаритов транспортного средства и категории груза выбирается мера безопасности, варьирующаяся от стандартного разрешения до необходимости машины сопровождения или патруля ГИБДД. Сопровождение автомобиля прикрытия необходимо, если ширина транспортировщика превышает 3,5 метра, автопоезд длиннее 24 метров, а условия перевозки могут потребовать оперативного изменения маршрута. Если же автопоезд длиной более 30 метров, а ширина его с грузом превышает отметку 4 метра, то необходимо сопровождение патрульной машины.

«Перевозке негабаритных грузов всегда уделяется особое внимание среди грузовых перевозок. На сегодняшний день перевозчики предлагают услугу по перевозке негабаритного груза «под ключ». Это значит, что клиенту нет необходимости самостоятельно заниматься получением необходимых разрешений, согласований, составлением оптимального маршрута, — все это сделает транспортная компания. Также транспортная компания может организовать погрузочно-разгрузочные работы, страхование груза, предоставление автомобиля для сопровождения», — поясняет коммерческий директор ООО «Сириус» Ольга Шеллер (г. Красноярск).

Зачастую негабаритные грузы являются также и тяжеловесными, что требует еще более основательного подхода к выбору машины для перевозки. В большинстве случаев это тралы, так как они имеют низкий центр тяжести, что во время движения прибавляет транспорту устойчивости и облегчает погрузку-разгрузку. Трал традиционно цепляется к тягачу и при правильном соотношении тандема, а именно соответствии мощности тягача весу груженого прицепа, дает возможность выполнить перевозку грузов массой до 600 тонн. Хотя на рынке есть уникальные виды полуприцепов для перевозки и более тяжелых вещей — такие эксклюзивы изготавливают Specpricep и ЧМЗАП. Главное требование здесь — подобрать такой трал, который позволит обеспечить нагрузку на каждую ось не более 10 тонн.

трал с грузом

Чья «головная боль»?

Многие страшатся обилия вышеперечисленных трудностей, с которыми придется столкнуться при отправке спецтехники к месту назначения. И неизбежно встает вопрос, что экономически выгоднее для заказчика: обратиться в транспортную компанию за решением всех организационных моментов или же доверить организацию себе любимому? И насколько это вообще хлопотный процесс?

«Чтобы избежать проблем во время перевозки негабаритного груза, нужно детально подготовиться к перевозке. Для получения всех необходимых разрешений на перевозку нужно определенное время. В среднем это занимает 10-20 дней, но в некоторых случаях на все согласования уходит и около месяца. За это время перевозчик составляет оптимальный маршрут движения, получает согласование для всех этапов перевозки, определяется дата. Иногда на маршруте перевозки могут возникать препятствия, например могут мешать электропровода, или мосты, если груз очень большой по высоте. Такие проблемы решаются в каждом случае индивидуально. И для этого компания-перевозчик предоставляет информацию о грузе и маршруте в соответствующие дорожные организации. Если клиент располагает свободным временем, то он может самостоятельно получить все необходимые разрешения. По финансовым затратам он, скорее всего, не сэкономит, так как добросовестные перевозчики не берут дополнительной комиссии на согласование перевозок. Они сами заинтересованы в том, чтобы доставить груз без проблем. Да и перевозчики уже знают, где нужно получить необходимое согласование. Тем самым они сокращают срок на получение разрешений», — уверяет Ольга Шеллер.

Если все же вы сами решили подготовить все документы для организации транспортировки своего «негабаритного имущества», то необходимо понимать, что потребуется ряд документов, а именно все товарные накладные, а если перевозится транспортное средство, то все документы на это транспортное средство, страховку, если клиент решит сам застраховать груз.

Зачастую негабаритные грузы являются также и тяжеловесными, что требует еще более основательного подхода к выбору ТС. В большинстве случаев для таких перевозок используют тралы, так как они имеют низкий центр тяжести, что во время движения прибавляет транспорту устойчивости и облегчает погрузку-разгрузку. Трал традиционно цепляется к тягачу и при правильном соотношении тандема, а именно соответствии мощности тягача весу груженого прицепа, дает возможность выполнить перевозку грузов массой до 600 тонн. Зачастую компании, занимающиеся транспортировкой негабарита, предлагают в комплексе весь спектр услуг, гарантирующих безопасность перевозки. А именно исследование маршрута с учетом опасных участков пути, выбор максимально подходящего ТС, согласование разрешений, необходимых для перевозки, составление схем крепления груза и распределение нагрузок по автомобилю, контроль над произведением погрузки-разгрузки. Также такой автопоезд имеет ограничения в скоростном режиме.

«Максимальная скорость зависит от размеров, массы перевозимого груза, дорожных условий. По правилам перевозок, максимально допустимая скорость по дорогам не должна превышать 60 км/ч, а по мостам — 15 км/ч. Также во время перевозки водителю запрещено отклоняться от маршрута и осуществлять движение во время неблагоприятных метеоусловий», — вносит ясность Ольга Шеллер.

terex на трале

Рассчитываем бюджет

Стоимость перевозки грузов габаритных и нестандартных, естественно, разнится. Причем в два раза. Для примера: если взять автопоезд длиной 20 метров, шириной 2,5 метра, высотой 4 метра и весом 20 тонн, то перевоз груза, не превышающего ни один из взятых параметров, составит приблизительно 40 рублей за километр, а вот за негабаритный придется отдать уже 80 рублей за километр того же пути. Если вес негабарита составляет не 20 тонн, а, к примеру, 45, то 1 км перевозки составит уже 200 рублей. Если взять для примера эти расценки, то стоимость транспортировки от Москвы до Тюмени (2 144 км) составит 85 000 рублей для габаритного груза и около 169 000 рублей для «нестандарта».

Кроме прямых факторов (расстояние и вес груза), на стоимость рынка перевозок влияют и косвенные факторы, которые все же заставляют стоимость колебаться в умеренных пределах. Речь идет об изменении цен на топливо, запасные части, ремонт и техобслуживание «грузовых лошадок».

Однако не только стоимость влияет на выбор транспортной компании, которой придется доверить свое имущество. Скажете, мол, пока лично не проверишь — не узнаешь? Но это не всегда так. В первую очередь специалисты советуют обращать внимание на надежность перевозчика.

То, сколько лет существует компания на рынке, — один из показателей стабильности и успешности контрагента. Выбирая партнера, желательно не только ознакомиться с отзывами в Интернете, но и лично приехать и «оценить» потенциального перевозчика. Кроме достоинств и преимуществ, которые, естественно, будут лежать на поверхности, по возможности стоит проверить те аспекты, о которых транспортная компания распространяться не будет. Например, «заминки» в работе или срывы сроков доставки грузов. Обратите внимание, что проверенные временем перевозчики при «форс-мажорных» обстоятельствах (даже если в задержке/опоздании груза нет их вины) в большинстве своем оперативно решают подобные сложности, и, как правило, предлагают некую компенсацию. Старайтесь выбрать транспортную компанию с «чистой» биографией, на счету которой не было судебных исков в случае порчи/утери груза. Некоторые компании на своих сайтах отмечают, что за 10—15 лет работы в их практике не было ни одного случая обращения к страховщикам; если информация достоверна, то это очень весомый аргумент в пользу выбора предлагаемого сотрудничества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: