И все-таки они падают

Если в любую поисковую систему ввести запрос «падение башенного крана», то можно получить щедрую сводку трагических случаев. В большинстве из них — серьезные материальные потери и, увы, человеческие жертвы. В чем же причина частоты таких аварий? Рассмотрим основные особенности эксплуатации этого вида техники.

упавший кран

Официальные документы расследований ЧП со строительными кранами говорят, что львиная доля их падений происходит из-за «человеческого фактора». Обычная халатность, игнорирование показаний, информирующих о перегрузе датчиков безопасности, плохая квалификация оператора и даже банальное переутомление — основные причины трагедий. Еще одной причиной, которая тесно пересекается с вышеозвученным, называют ошибки при монтаже. Рабочие попросту неправильно крепят тросы контргрузов или на «авось и так сойдет» кладут подкрановые пути. Но есть и еще один фактор.

Металлолом на стройке

К авариям с кранами приводит и банальная скупость топ-менеджеров строительных компаний. В надежде сэкономить некоторые покупают ввезенную в Россию под видом металлолома технику. Естественно, такие краны не имеют никаких разрешительных для эксплуатации документов и даже инструкций на русском языке. Понятно, что на учет такие «башенники» никто не поставит. И большая удача, если такой кран еще может служить. Но в большинстве случаев это уже выработавшая свой ресурс техника. Речь идет об износе металла и приходящих в негодность механизмах. По словам специалистов, в среднем срок службы крана составляет от 10 до 16 лет, в зависимости от его грузоподъемности. По истечении этого срока «башенник» может продолжить работу, если пройдет независимую экспертизу и будет признан годным к работе. После того как выходит «срок годности», проверки необходимо делать каждые два года. Официально процедура может производиться 5 раз, то есть срок увеличивается еще до 10 лет работы. Однако это максимальная точка. Но по факту на некоторых стройплощадках России работают краны, которым уже далеко за 30, а то и 40 лет. К сожалению, отечественное законодательство не предусматривает должного наказания за нарушения правил эксплуатации, и, как следствие, далеко не все компании ответственно подходят к этому вопросу. До тех пор, пока кто-то не погибнет при очередном падении крана.

упал кран

Что русскому хорошо…

Естественно, не только нелегальным импортом жив рынок кранов. Активно практикуется и законный ввоз иностранной техники. Европейские краны показывают лучшее качество и высокие технические характеристики. На их востребованность не влияет даже относительно высокая стоимость. Однако не во всех случаях иностранные краны — лучшее решение. Не все модели приспособлены для работы в условиях нашего климата, особенно в суровую сибирскую зиму.

Краны российского производства способны выдерживать отрицательные температуры до 40 градусов и продолжать работу, в то время как некоторые импортные «собратья» приемлют температуру не ниже 25 градусов. Кроме того, необходимо учитывать влажность воздуха в комплексе с морозами. Большинство зарубежных кранов (особенно китайских) в таких условиях работать или не могут совсем, или у них резко сокращается срок эксплуатации канатов и электрики. Конечно, есть подготовленные к работе в тяжелых климатических условиях, в так называемом «северном» исполнении. Но их стоимость приблизительно на 30% выше. Отечественная продукция выносит нагрузки при влажности от 80 до 100%.

«Эксплуатируют в слабые морозы так же, как и при плюсовой температуре. Ответственные специалисты при низких минусовых температурах не проводят монтаж, сокращают время работы, заливают в редукторы и двигатели морозостойкие масла. В сильные холода вообще не работают, так как любой металл под воздействием отрицательных температур может лопнуть, тем более, если накаляется холодным ветром», — рассказывает начальник участка башенных кранов ООО «ИркутскКранСервис» Дмитрий Алещенко.

Но несмотря на свои способности выдерживать морозы, многие современные российские краны уступают по качеству сборки, деталей и характеристикам большей части иностранной техники, которая и с годами его не теряет. Зато стоимость заморской техники снижается от 25 до 30%. Вероятно, поэтому большой популярностью пользуются краны, которые уже поработали за пределами России. По неофициальной статистике, от 65 до 75% работающих на отечественных стройплощадках импортных подъемных механизмов — бывшие в употреблении.

кран завалился на здание

Цена = качество?

Среди европейской техники большим спросом в России пользуются немецкие башенные краны Liebherr. Считается, что у них хорошее соотношение цены и качества. Одним из лидеров по поставке на отечественный рынок является модель Liebherr QT 80 стоимостью примерно 7 100 000 рублей.

Куда дешевле китайские башенные краны известной марки Zoomlion. Их ценовой диапазон — от 1 600 000 до 6 500 000 рублей. Относительно хорошие и грузоподъемные можно приобрести за 6 млн рублей. Но есть и исключения — новый Zoomlion ТС6517В обойдется потребителю в 9 000 000 рублей. Однако при весьма уверенной стоимости и наличии спроса специалисты зачастую ставят под сомнение качество кранов некоторых китайских производителей.

«Запаса прочности у них нет. В кранах производства еще времен СССР коэффициент запаса прочности превышал почти в два раза номинальную прочность стали по грузоподъемности крана. Именно поэтому краны 80-х годов еще вовсю эксплуатируют на стройках. На сегодняшний день российским кранам не делают такой большой запас прочности, а некоторые заводы-производители в Китае вообще производят краны с нормативами впритирку к допустимым без какого-то запаса прочности. Иными словами, на 10-тонный кран коэффициент, значение которого, допустим, равно 15, является предельно допустимой рекомендуемой нормой. Грубо говоря, кран из СССР выдает значение в 30 на 10 тонн, кран РФ выдает 22,5, а китайский кран отдельных заводов выдает 15. Естественно, при подъеме 10 тонн у советского крана сталь будет прочнее всех, так как для нее это далеко не предельный вес, а сталь того же горе-завода из Китая будет на своем пределе. И здесь уже имеют значение дополнительные факторы, такие как эксплуатация, обслуживание, соблюдение правил безопасности. А поскольку все это у нас нарушается повсеместно — сталь просто не выдержит нагрузки», — уверяет Дмитрий Алещенко.

падение крана на бразильском стадионе

Поддержим отечественного производителя?

Тем не менее, несмотря на более слабые характеристики российских кранов по сравнению с европейскими, более высокую стоимость по сравнению с китайскими и большими энергозатратами по сравнению с теми и с другими, — они все же пользуются спросом на родном рынке. Можно ли говорить о перспективе дальнейшего развития?

«Улучшения технических характеристик не стоит ждать. Это фраза — почти утверждение. На наши краны есть спрос, и немалый. Они занимают определенный сегмент рынка, и этого вполне хватает производителям. А зачем что-то менять, если и так все хорошо?! Ситуация как с «АвтоВАЗом». Сколько уже десятков лет производят «Лады» по технологиям 70-х годов? Но их до сих пор покупают. Даже не смущают их постоянные падения продаж и призрачность достижения точки безубыточности — их деятельность убыточна! А производители башенных кранов пока в плюсе. Выводы делайте сами. Конструкторские бюро — слишком затратное дело. Все разработки сейчас используются советского времени, ничего нового не придумали. Ценник на башенники» большой, технические характеристики слабые. Тут все просто для потребителя: нужны лучшие характеристики с отличным качеством — не скупиться на покупке «европейца», а если надо поработать 10 лет — то можно сэкономить и купить «китайца». Правда, я тут должен оговориться — не любого. Нужно тщательно выбирать завод, производство которого соответствует всем нормам и качество проверено опытным путем. Какой бы страны ты бы ни покупал кран, везде есть свои нюансы. Есть миф, что у китайских кранов ломается электроника. Могу сказать, что при правильном эксплуатировании все работает исправно. Другой момент — если и полетит что-то, то вызывать специалиста нужно будет с завода, так как местные техники вряд ли починят», — говорит Дмитрий Алещенко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: