Гори оно синим пламенем

Каждый владелец автопарка, большого или малого, знает, насколько затратное это дело — «кормить» транспортное средство. И вполне естественное и понятное желание – сэкономить на топливе — годами не теряет актуальности. И хотя проведена масса исследований, есть опыт сотен тысяч владельцев транспорта – споры об экономической составляющей не утихают.

В случае с коммерческим транспортом производители в преобладающем большинстве сделали ставку на дизельное топливо. Найти новые модели с бензиновым двигателем практически невозможно (исключение — легкие грузовики и микроавтобусы). Конечно, на бензине порезвее, зато крутящий момент, даже на низких оборотах, у дизеля больший. К тому же ДТ более экономично. Речь не о стоимости, а о расходе. Добавим высокие показатели КПД, примерно 40% для нефорсированного двигателя и до 50% для ДВС с турбонаддувом, то есть запас хода у них в итоге больше. Кроме того, уровень выброса вредных веществ ниже, значит, и для матушки-природы дизель предпочтительнее. Хотя есть и отрицательные аспекты, например проблемы с запуском в морозы, шумность в работе и более частая замена фильтров.

Пустите газ!

В конце 90-х годов прошлого века в России случился «газовый бум». Автовладельцы массово стали переделывать своих «железных коней» под использование «синего топлива». Правда, первые поколения газобаллонного оборудования породили стереотип «дешевле, но для транспортного средства вредно». Отчасти это мнение применимо и сейчас. Но кое-что изменилось.

Сначала выясним, из чего эта хитрая система состоит. Не смотря на то что есть несколько разновидностей и поколений газобаллонного оборудования (ГБО), всех «роднит» базовый перечень узлов, из которых состоит сама установка.

Первая и важная часть — редуктор, который приводит давление газа в рабочее состояние, а смеситель — вторая часть — подводит уже готовую топливную смесь к системе двигателя. Далее идет мультиклапан, его исправность гарантирует безопасность эксплуатации всей установки. Техника безопасности гласит, что баллон (кстати, завершающее звено установки) не должен заполняться более чем на 80%. На оставшиеся 20% приходится так называемая газовая подушка, которая обеспечивает безопасное давление в баллоне.

Специалисты отмечают, что установка газобаллонного оборудования сейчас возможна практически на любое транспортное средство с бензиновым двигателем. Причем выгода сразу чувствуется, ведь стоимость бензина превышает стоимость газа в 2 раза. Обязательное условие — транспортное средство за месяц должно проезжать более 1500 км.

«Сейчас установка ГБО, к примеру, на автобус типа ПАЗ обойдется около 50 000 рублей, и срок окупаемости составит приблизительно год», — уточняет директор ООО «АТП Терминалнефтегаз» Александр Кнапнугель.

Тем не менее опыт установки газового оборудования в нашем отечестве был и на машины с дизельными двигателями, в частности на КамАЗы. По результатам испытаний, экономия составляла около 30—40%, и это с учетом стоимости технического обслуживания. Оговоримся, было это еще во времена перестройки в СССР. Завод и сейчас выпускает разработки на метане, а также есть умельцы, устанавливающие ГБО на старые машины, однако к единому ответу о вопросе целесообразности этого эксперты прийти не могут.

«На дизельный двигатель можно устанавливать только природный газ, а, например, в Красноярском крае его нет. У нас популярен пропан-бутан, который для дизеля не пригоден. Это касается как большегрузных автомобилей, так и привычного всем общественного транспорта. Современные автобусы теперь тоже выпускаются с дизельными двигателями, а бензиновые «ПАЗики» с ГБО года через три просто уйдут в историю», — уверяет Александр Кнапнугель.

Однако если хорошо поискать, то предложения установки пропана на дизель все же есть, только путь этот непростой и потребует серьезного вмешательства в «сердце» техники. Причем если просто демонтировать топливную аппаратуру и поставить систему зажигания, то в скором времени ДВС попросту разрушится от детонации. Это связано с тем, что «родная» степень сжатия слишком высока для природного газа — метана, октановое число которого равно 120. Проблема решается уменьшением степени сжатия до 14 вследствие вмешательства в строение камер сгорания.

газодизельный двигатель грузовика Scania

Есть и второй вариант — превратить дизельный двигатель в газодизельный. То есть с использованием комбинированного топлива — солярка потребуется для воспламенения газа. С экономической стороны газодизельный двигатель будет выгоден при стоимости газа вдвое ниже стоимости ДТ. Для сравнения, по Сибири стоимость газа колеблется в районе 16—20 рублей, а ДТ — от 30 рублей и выше. Возьмем во внимание такой момент, как ресурс ДВС. На дизельных двигателях он обычно заявлен до 500 000 км (исключения, конечно, есть), хотя в реальности составляет не выше 300 000—350 000 км, в то время как газодизель обещает до 700 000 км и большие интервалы замены масла.

В то же время, пока в России только начинается переход с дизельного топлива на газ, в Америке и в Европе использование голубого топлива активно практикуется. Так, в США одна из крупнейших мусороуборочных компаний «переквалифицировала» на газовое оборудование около 15% машин из 22 000 автопарка. Более того, вся приобретаемая в последующем техника тоже будет работать на газе. Приблизительные подсчеты говорят о том, что это даст возможность сэкономить от 15 000 до 20 000 USD в год на каждой единице техники. Топ-менеджеры компании исключают все риски, так как уверены, что разница между стоимостью газа и ДТ вряд ли сократится, и газ скорее всего еще долго будет экономически выгоднее.

Volvo в прошлом году явила миру сдельный тягач, который работает на сжатом природном газе. Новинка продемонстрировала 13-литровый двигатель мощностью 460 л. с. Причем проект не экспериментальный, планируется запускать производство метановой техники в большинство сфер промышленности. Новинка сразу же нашла отклик среди пользователей. Транспортная компания из Англии закупила 50 машин.

Обратная сторона медали

Говоря обо всех достоинствах газа, производители ГБО зачастую «забывают» сообщить, что есть и недостатки. Затраты на техобслуживание — транспорт, работающий на газе, требует постоянного слежения за состоянием системы зажигания. ГБО само по себе тоже требует обслуживания, естественно, установщики обещают, что пока система на гарантии, обслуживание будет бесплатным, а если поломка? При необходимости замены каких-либо деталей скорее всего придется покупать новые за свой счет. И еще есть такой пункт, как «нарушение правил эксплуатации»: если будет доказано, что по вашей вине произошла поломка, то гарантийный срок значения иметь не будет.

Падает и мощность двигателя, приблизительно на 15%, это притом, что мы берем в расчет использование ГБО четвертого поколения, у ранних версий, соответственно, потери в тяге еще больше. Газовое оборудование зависит и от внешней среды, в очень высокие или низкие температуры тоже могут возникнуть сложности с эксплуатацией. При неточной работе системы может взорваться впускной коллектор. И тут уже гореть синим пламенем будет не только газ, но и вся техника.

КамАЗы и сейчас оснащают ГБО

Предъявите документы

Для установки ГБО мало найти хорошего установщика. Нужно оформить ряд документов. Нужно написать заявление, которое позволит получить разрешение на монтаж ГБО. Заявление нужно писать в ГИБДД по месту постановки техники на учет. После получения разрешения на установку можно отправляться на монтаж. Удостоверьтесь, что у компании-установщика есть разрешение на выполнение данной услуги, так как на выходе от нее необходимо будет получить сертификат на установленное ГБО и декларацию, в которой будет указано, что в транспортное средство внесены изменения. Далее идем регистрировать ГБО в ГИБДД, для этого собираем вместе все бумаги и документы, указанные выше (технический паспорт, заявление, решение по заявлению, диагностическую карту), и возвращаемся в пункт А — место учета транспортного средства.

Цена вопроса

На стоимость влияет множество факторов: модель транспортного средства, производитель (отечественный или зарубежный), количество цилиндров двигателя. Естественно, цена будет зависеть от «продвинутости» самой установки — речь о поколении. Да и баллон, например тороидальный, обойдется дороже, чем цилиндрический. Для примера, установка ГБО на «ГАЗель» обойдется приблизительно в 25 000 рублей.

баллон газа на газели

Или представим, что вы покупаете дизельный КамАЗ-65115 класса Евро-4 за 2 450 000 рублей, газовый аналог обойдется дороже на 200 000 рублей. Однако стоимость ДТ превышает стоимость газа приблизительно в 2 раза — 30 рублей против 16. Если мы сравним средние расходы на топливо каждого из самосвалов за год, то получим цифру около 400 000 рублей экономии на модель, которая питается газом.

Можно ли сэкономить? В этом вопросе специалисты практически в один голос говорят, что доступная цена не должна быть критерием выбора. Если «повестись» на низкую стоимость, то велика вероятность, что окажетесь в руках «самоделкина» и разочаруетесь навсегда в газовой системе.

Важна не только установка, но и грамотная настройка оборудования, это напрямую отразится на работе двигателя. Кстати, вариант «если что, то потом настрою у других специалистов» скорее всего не жизнеспособен, так как переделывать, доделывать чужие огрехи мало кто возьмется. А если и найдется мастер, то затраты могут быть сопоставимы с суммой первой переделки.

Да, ГБО имеет как плюсы, так и минусы. Если постоянный пробег у транспорта велик, то есть смысл подумать о том, чтобы «переквалифицировать» железного друга на газ. О том, какие процедуры нужно для этого пройти, вы теперь знаете. Остается только взвесить все за и против и принять оптимальное для себя решение.

Текст: Юлия Ющенко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: